Примерное время чтения: 7 минут
170

ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Чтобы не повторилось...

"КПСС никогда не допустит впредь повторения чего-либо подобного тому, что связано с периодами культа личности и застоя, которые вызвали глубокие деформации в социалистическом обществе, задержали его развитие на целые десятилетия, привели к огромным человеческим жертвам и неисчислимым нравственным и идейным потерям" (Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции).

Беседа нашего корреспондента В. Воронецкого с доктором юридических наук, профессором Л. ВЕНГЕРОВЫМ.

КОРР. Анатолий Борисович, в чем особенности культа личности, какова его суть?

ВЕНГЕРОВ. Вождизм, или культ личности, имеет ряд характерных черт. Его социально-психологический лик, - это обожествление человека - руководителя, вождя, вера в его сверхъестественные способности, гениальность, ожидание от него чуда. Есть у культа личности политический и юридический лики. Охарактеризовать их можно было бы так: полная деформация политической системы социализма, установление режима личной власти. При таком режиме роль политических институтов весьма ограничена. Она сводится к одному: безусловному выполнению решений, принятых вождем или одобренных им. В обществе явно или в "теневых" формах господствуют беззаконие, произвол.

КОРР. Почему при наличии Коммунистической партии и местных органов власти, функционировании системы управления, правоохранительных органов власть практически сосредоточивалась в руках одного человека?

ВЕНГЕРОВ. Причин тут много. Ошибаются те, кто думает, что личная власть возникает по прихоти, капризу того или иного политического деятеля. Думаю, что культ личности, который возникает в социалистическом обществе, имеет и свою экономическую основу, и свою социальную базу.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что культовское развитие социализма, административно-командная система - не закономерность социализма, а наоборот, отступление от его демократической и гуманной сущности.

Административно-командной модели противостоит ленинская концепция социализма, которая характеризуется, прежде всего, широким вовлечением всего народа в управление делами общества, предприятий, сферы быта и т. д. Управлять не только для трудящихся, но и через трудящихся - так в нескольких словах можно выразить суть ленинского понимания народовластия"?

КОРР. И что, на ваш взгляд, можно считать гарантией против культа личности в будущем?

ВЕНГЕРОВ. Думаю, что гарантией может стать та радикальная реформа политической системы, которая намечена на XIX партконференции. Но, конечно, если политические решения конференции получат практические организационные и законодательные формы.

КОРР. А что бы вы конкретно назвали в решениях конференции в числе гарантий против культа личности? Где гарантии, что бюрократия не "пресечет" демократизацию общества?

ВЕНГЕРОВ. Это - идеологические и нравственные, политические и юридические гарантии. К идеологическим, нравственным гарантиям я бы отнес четкое понимание и признание пагубности культовских форм организации политической власти, всей жизнедеятельности общества, о чем со всей определенностью сказано в резолюции XIX партконференции.

Думаю, большое значение будет иметь и сооружение мемориала жертвам сталинских репрессий.

Далее следует назвать новый принцип духовной жизни общества, который также закреплен в решениях конференции - социалистический плюрализм мнений. Не просто гласность, т. е. открытость органов власти и управления, правоохранительных органов, партийных и иных общественных организаций, не просто право гражданина на полную и достоверную информацию, на информированность (за исключением государственных и военных тайн), но право на собственное мнение по любому вопросу.

К собственно политическим гарантиям против культа личности я бы, прежде всего, отнес целый спектр мер, направленных на демократизацию Коммунистической партии, повышение ее роли как политического авангарда общества, изменение методов политического руководства обществом.

Как известно, партия потому не стала барьером культа Сталина, что была сама деформирована: выборные органы фактически попали в подчинение аппарату, были отброшены ленинские идеи партийного контроля.

Против этого XIX партийная конференция и направила острие своих резолюций. Возвышение роли выборных органов, подотчетность им аппарата, восстановление ленинской идеи о подотчетности Центральной контрольно- ревизионной комиссии съезду, образование комиссий из состава членов ЦК КПСС для подготовки и реализации важнейших партийных решений, все это и многое другое - так же гарантия того, что культ личности в таких условиях не возникнет. Особо следует указать на ограничение пребывания на всех выборных партийных постах двумя сроками, т. е. не более 10 лет.

КОРР. А каковы юридические гарантии против вождизма?

ВЕНГЕРОВ. Прежде всего следует обратить внимание на предпринимаемую кардинальную перестройку организации высшей законодательной власти. Наконец-то у нас будет постоянно действующий законодательствующий, контролирующий, распоряжающийся социалистический парламент.

К юридическим гарантиям я бы также отнес и ограничение срока пребывания на выборных государственных постах, судебно-правовую реформу и ряд других мер. В частности, учреждения Комитета конституционного надзора. В целом, как мне кажется, меняется весь социально-политический и юридический климат советского общества.

Происходит также и мощный духовный процесс возрождения достоинства советского человека, выковыривания из умов рабской культовской психологии. В этом климате легче создать систему гарантий.

КОРР. Очевидно, в этом плане особо важная роль принадлежит разграничению функций партийных, советских и хозяйственных органов.

ВЕНГЕРОВ. Несомненно. Но разграничение функций партийных, хозяйственных и советских органов не сводится только к взаимоотношениям парторганизаций и администрации предприятий (объединений), как полагают некоторые. Этот процесс затрагивает глубокие структуры и ценности социализма.

КОРР. Какую роль в этом процессе может занять соединение в одном лице поста секретаря партийного комитета и председателя Совета народных депутатов?

ВЕНГЕРОВ. Не буду скрывать - эта неординарная идея, выдвинутая на конференции, как и многих других, озадачила и меня. Однако, поразмыслив, я увидел в таком подходе баланс определенных политических тенденций. Судите сами; длительное время у нас существовала тупиковая проблема, некоторые ее стали называть двоевластием. Партия, как правящая, имела реальную власть, но не несла за свои решения государственно-правовой ответственности. Советы, персонифицированные в исполкомах, отделах и управлениях, выполняли партийные решения по многим конкретным вопросам, т. е. не имели реальной власти, но несли реальную ответственность. Теперь же предлагается решение, выводящее из тупика проблему "власти без ответственности и ответственности без власти".

На самом верху Генеральный секретарь ЦК КПСС становится председателем нового по сути постоянно действующего Верховного Совета (разумеется, пройдя, как и все другие председатели Советов, демократическую процедуру выборов депутатами). Что ж, руководитель Коммунистической партии - реальная, ключевая фигура политической системы советского общества, политический лидер. Не случайно ведь, что исходя из реалий социализма, именно с политическим руководителем партии встречаются главы и премьеры других государств, именно он - руководитель - подписывает важнейшие договоры и заявления. Отныне первые фигуры партийных комитетов будут открыто руководить работой новых Советов, депутатского корпуса, обеспечивая и своим авторитетом, и своим опытом реализацию тех перемен, которые намечены конференцией в организации и деятельности Советов. Жизнь покажет, насколько удачным окажется такое решение.

КОРР. В редакцию поступает много писем о межнациональных отношениях, о федеративной государственности советского общества. Некоторые пишут, что при Сталине, Брежневе не могло бы быть таких событий, как в Казахстане, Азербайджане, Армении и некоторых других союзных и автономных республиках, что в этом перестройка виновата. Ваше мнение?

ВЕНГЕРОВ. Процессы, которые идут в некоторых республиках и регионах, очень серьезны. Их крайние формы представляют большую опасность и для советской государственности. Но я не винил бы в этом перестройку. Напротив, и в этой сфере взрываются "бомбы замедленного действия", заложенные в прошлом. Долгие годы административно-командная система, ее культовские формы, загоняли вглубь накапливавшиеся проблемы межнациональных отношений. Перестройка выявила и обострила их.

На мой взгляд, для укрепления интернационалистического единства трудящихся всех наций и народностей СССР главное - это наполнить реальным содержанием те принципы, которые ранее провозглашались, но не всегда осуществлялись в иных конкретных ситуациях.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно