Примерное время чтения: 7 минут
510

В ЗЕРКАЛЕ ИСТОРИИ. 1928 год. Съезд КПК в Подмосковье

Правда ли, что в 20-х годах один из съездов Коммунистической партии Китая проходил в Советском Союзе и в его работе принимал участие Н. И. Бухарин?

А. Депуева, г. Троицк Московской обл.

Мы попросили ответить на этот вопрос кандидата исторических наук Б. БОРОДИНА.

СТАРОЖИЛЫ Наро-Фоминского района Московской области припоминают необычное оживление в бывшей помещичьей усадьбе на территории совхоза "Первомайский" летом 1928 года. Бросалось в глаза, что собрались люди необычные, преимущественно восточного типа. Тогда, видимо, никто из местных жителей не знал, что здесь работает VI съезд Компартии Китая.

Это был единственный в истории КПК съезд, проходивший за пределами страны. После разрыва в 1927 г. Чан Кайши и другими правыми деятелями гоминьдана единого фронта с коммунистами и поражения национальной революции 1925 - 1927 гг. на компартию обрушились тяжелые удары. В условиях разгула жестокого антикоммунистического террора не представлялось возможным созвать съезд на территории Китая, и ЦК КПК обратился к руководству Коминтерна и ВКП (б) с просьбой оказать содействие в проведении съезда в СССР. Такое содействие было оказано.

Накануне съезда с его участниками встречались и имели беседы И. В. Сталин, Н. И. Бухарин, другие руководители ВКП (б) и Исполкома Коминтерна (ИККИ).

Н. И. БУХАРИН О КИТАЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

По поручению Президиума ИККИ большой доклад на съезде сделал Н. И. Бухарин. Он обрисовал международную обстановку, остановился на коминтерновских оценках положения в Китае и перспектив китайской революции, дал ряд практических советов китайским коммунистам. В докладе подчеркивалась необходимость творческого подхода к развитию революционного процесса в Китае. "...Было бы совершенно неправильно, немарксистски и неленински, если бы мы по шаблону, механически переносили бы положения, касающиеся Западной Европы или даже Советского Союза, на Китай", - говорил Н. И. Бухарин. Он предупреждал, что опыт русской революции "нужно переносить с умом, т. е., анализируя каждый раз особые условия в той стране, о которой идет речь".

Как отмечал Цюй Цюбо, исполнявший в то время обязанности Генерального секретаря ЦК КПК, на съезде царил дух демократизма, деловитости и взаимной товарищеской требовательности. В отличие от предыдущих съездов на нем было много посланцев с мест, преимущественно рабочих и крестьян. Среди делегатов рабочие составляли 60%. В ходе бурных и продолжительных дискуссий делегаты самокритично оценивали деятельность своих партийных организаций и партии в целом, за ошибки и упущения подвергали острой критике руководителей КПК и представителей Коминтерна, а также друг друга.

Съезд рассмотрел коренные проблемы китайской революции. Он определил, что революция находится на буржуазно-демократическом этапе, главными задачами которого являлись: борьба за национальную независимость и объединение страны; ликвидация помещичьего землевладения и всех феодальных пережитков; свержение власти реакционного гоминьдана - власти буржуазно-помещичьего блока - и замена ее революционно-демократической диктатурой рабочего класса и крестьянства в форме Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

В политической резолюции съезда указывалось, что в период, когда "первая волна революции закончилась серией тяжелых поражений, а вторая еще не пришла", генеральной линией партии должна стать борьба за массы. Были разработаны конкретные меры по организационному укреплению партии, по работе в профсоюзах, по развертыванию крестьянского движения и партизанской борьбы под лозунгом аграрной революции, по созданию в перспективе на базе партизанских отрядов китайской Красной армии. Решения съезда наметили на многие годы пути народной революции в Китае.

На пленуме Центрального Комитета партии, состоявшемся после съезда, Генеральным секретарем ЦК КПК был избран Сян Чжунфа.

РАЗНЫЕ СУДЬБЫ

По-разному сложились судьбы участников съезда. В борьбе с гоминьдановскими реакционерами погибли героические руководители китайских коммунистов Сян Чжунфа, Пэн Бай, Юнь Дайин, Цай Хэсэнь, Дэн Чжунся, Цюй Цюбо, Сян Ин и многие другие. Отдельные деятели впоследствии за те или иные проступки были исключены из КПК (например, Чжан Готао). Некоторые сами отошли от движения. Другие же стали ренегатами, перейдя на сторону классового врага.

Были среди участников съезда и такие, кто в годы попрания социалистической законности в СССР пострадал от необоснованных репрессий. В их числе оказался один из известных руководителей КПК Ли Лисань, который был арестован в Москве в 1938 г. и помещен в Таганскую тюрьму. Как "троцкист" и "японский шпион" он провел в заключении год и девять месяцев. Только после обращения к Сталину и повторного рассмотрения дела эти обвинения были сняты. Во время Отечественной войны Ли Лисань работал в Издательстве иностранной литературы, вместе с москвичами рыл окопы на подступах, к столице, тушил на крышах фашистские зажигалки, ездил на картошку... В кругу советских друзей встретил Победу.

После провозглашения КНР Ли Лисань стал министром первого народного правительства, был на крупной профсоюзной и партийной работе. Новые беды свалились на его голову во время "культурной революции", ускорившей его уход из жизни (1967 г.). Вместе с Ли Лисанем многое пришлось пережить его жене - Е. П. Кишкиной (в Китае ее зовут Ли Ша). Она и сейчас живет в КНР, является профессором кафедры русского языка Пекинского университета, членом Народного политического консультативного совета Китая.

В результате незаконных репрессий погибли видные советские партийные, военные и общественные деятели, оказывавшие помощь китайским товарищам в проведении VI съезда КПК, в подготовке его основополагающих документов. Достаточно назвать такие имена, как Н. И. Бухарин (задавший тон съездовским дискуссиям), В. К. Блюхер (работавший в военной комиссии съезда), С. А. Лозовский (выступавший на съезде по вопросам профсоюзного движения), П. А. Миф (проделавший большую организаторскую работу, способствовавшую успеху съезда) и др.

ТЕ, КТО ДОЖИЛ ДО ПОБЕДЫ

В. И. Ленин заметил как-то, что "разные нации идут одинаковой исторической дорогой, но в высшей степени разнообразными зигзагами и тропинками". Не обошлось без некоторых зигзагов и в китайской революции. Но в конце концов длительная и упорная борьба китайского народа и китайских коммунистов увенчалась победой. Славная когорта участников исторического VI съезда КПК дожила до светлых дней освобождения.

Чжоу Эньлай, выступавший на съезде с докладами по организационным и военным вопросам и готовивший его важнейшие решения, с первых дней существования КНР и вплоть до своей кончины в январе 1976 г. возглавлял правительство страны.

Лю Бочэн, член военной комиссии съезда, в годы народной власти стал маршалом КНР.

Чжан Вэньтянь и Ван Цзясян занимали ответственные партийные и дипломатические посты, были чрезвычайными и полномочными послами КНР в СССР.

На последней сессии Всекитайского собрания народных представителей весной нынешнего года Председателем Китайской Народной Республики был избран Ян Шанкунь, 81-летний ветеран КПК. 60 лет назад он учился в Москве и присутствовал на заседаниях VI съезда партии.

Долгое время мало кто знал о подробностях проведения VI съезда КПК. В исторической литературе съезд обезличивался. Ни в Советском Союзе, ни в Китае не было принято вспоминать имена его участников. По существу, обходилась молчанием интересная страница солидарности и сотрудничества советских и китайских коммунистов. Теперь эти "белые пятна" истории ликвидируются.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно