Примерное время чтения: 6 минут
178

Минута западной эстрадной программы стоит 1 тыс. долл. Музыка с телеэкрана: ждать ли перемен?

НА СОСТОЯВШЕЙСЯ недавно в Гостелерадио СССР пресс-конференции главный редактор Главной редакции музыкальных программ ЦТ В. УПОРИН познакомил журналистов с планами работы редакции. Он отметил качественно возросший уровень некоторых передач, улучшение работы местных студий. Особое внимание редакция уделяет передачам, посвященным классической музыке.

Зарубежные программы, по словам В. Упорина, поступают на ЦТ по трем каналам: это обмен музыкальными программами с социалистическими странами по каналу Интервидения, бесплатное использование в течение 8 - 20 дней передач стран Евровидения и закупки программ на более долгий срок. Цена на них обычно достаточно высокая. Например, прямая трансляция из нью-йоркской "Метрополитэн опера" обошлась в 15 тыс. долл. Это, однако, небольшая сумма, поскольку только 1 минута западной эстрадной программы в среднем стоит тысячу долларов.

В нашей же отечественной эстраде, продолжил В. Упорин, несмотря на все усилия, многое остается на низком уровне. И для того, чтобы эстрадный экран стал богаче и разнообразней, необходимо богатство и разнообразие прежде всего на самой эстраде. Что же касается самодеятельных рок-групп, то мы - профессиональная редакция и работаем с профессионалами.

Затем на вопросы корреспондента "АиФ" ответил исполняющий обязанности заведующего отделом советской и зарубежной эстрады Г. ШЕСТАКОВ.

- Судя по всему, ЦТ по-прежнему будет широко представлять классическую, народную и эстрадную музыку. Чем и когда порадует телевидение любителей рок-музыки?

- Рок-музыка, по данным социологов, не является музыкой повсеместного массового распространения, как, скажем, эстрадные шлягеры, это явление локальное, субкультурное, появление рок-музыки на экране обычно обескураживает и тех, кто ее не принимает, и даже тех, кто ее любит. Поэтому речь должна идти о какой-то цельной передаче, в которой эта музыка была бы увязана с определенным историческим, социальным контекстом и т. д. Мы сейчас думаем над такой передачей.

- Будут ли показаны по ЦТ концерты "Томас Андерс шоу", "Юрай Хип" и "Скорпионс"?

- "Томас Андерс шоу" запретили снимать себя и как бы то ни было использовать ролики "Модерн токинг". Имеется в виду Центральное телевидение, а не местные программы. В нашей стране находится порядка восьми их представителей, которые следят за этим. Нарушение грозит нам большим штрафом. Передача "Юрай Хил" монтируется и выйдет в июле - августе. О "Скорпионс" пока ничего сказать не могу.

- Ходят слухи, что за показ в последней передаче "В мире популярной музыки" отрывка из рок-концерта в Мюнхене редактор получил строгий выговор. Так ли это?

- Действительно, так. Но я получил выговор не за саму передачу, а лишь за отрывок с Тиной Тернер, чье выступление необходимо показывать целиком, тогда станет понятен ее сценический образ. Мы же "вырвали" один "кусок", после чего было много раздраженных звонков, писем, и я считаю, получили по заслугам. Что касается показа всего концерта, то мы не успели его смонтировать и сроки использования прошли.

ОТ РЕДАКЦИИ. На пресс-конференции много говорилось о технических и прочих сложностях в работе музыкальной редакции, о необходимости совместной, работы телевидения с печатью, творческими союзами. Говорилось и о необоснованных, по мнению работников телевидения, упреках со стороны прессы. Что ж, мы согласны с тем, что многие на ЦТ добросовестно выполняют свои обязанности, но....

В связи с чем выросли тиражи газет и журналов, чем привлекли они читателей? Тем, что не боятся поднимать острые проблемы на своих страницах, открыто обсуждать и неординарно показывать то, что есть в жизни. Этим привлекают телезрителей и многие информационные, публицистические передачи ЦТ. Но в музыкальных программах, увы, такое встречается редко. Не хватает ни смелости, ни новизны подачи. Передают прекрасную симфоническую музыку, а приемы, формы стандартные, те же, что и на заре советского телевидения. Или - давайте будем честными - что сейчас наиболее популярно у молодых? Рок-музыка. И странно слышать о ней как о локальном явлении при том, что рок-концерты собирают огромные залы и стадионы. А сколько писем приходит в редакцию именно о рок-музыке, о ее влиянии на аудиторию. Понятно, что не всем она по душе, как, впрочем, не всем по душе и симфоническая музыка, но сколько уже говорилось о необходимости специальных жанровых передач. И нельзя же бесконечно ориентироваться; только лишь на "рассерженные" звонки и письма, затягивать сроки (случай с мюнхенским рок-концертом), по сути утаивая, от зрителей даже те передачи, что были обещаны! Такая практика вряд ли радует широкую зрительскую аудиторию. Понятно, что редакция музыкальных программ - не последняя инстанция, где определяется музыкальная политика ЦТ, но уже пора бы научиться отстаивать свою точку зрения, бороться за нее.

Нельзя полностью согласиться с позицией по отношению к непрофессионалам. Ни для кого не секрет, что в противовес асоциальным, оторванным от жизни, лакированным произведениям многих профессиональных композиторов, поэтов, музыкантов сформировалась так называемая кассетная культура, когда в обход официальных источников - фирмы "Мелодия", телевидения и радио - записывалась и распространялась музыкальная продукция самодеятельных исполнителей. Многие из этих музыкантов оказывались сильнее, талантливее и интереснее профессионалов. Но и сегодня телевидение старается не замечать молодых, "не зарегистрированных ни в каком Союзе" исполнителей, как не замечало долгое время Окуджаву, Высоцкого, "Машину времени" и многих других, звучащих ныне с экранов.

Далее. Можно сетовать на уровень советской эстрады и рок-музыки, однообразие, низкий уровень вокального, сценического и другого мастерства. Но кто в этом виноват? Артисты? Или, может, слушатели? Думается, что во многом ответственность ложится именно на средства массовой информации, и на телевидение в том числе. Мало лишь потреблять и эксплуатировать, так сказать, чужие открытия. Надо самим искать молодые таланты, и в этом одного, двух и даже трех песенных конкурсов явно недостаточно. Очень хочется увидеть перемены в музыкальных программах ЦТ, но пока - и это в какой-то мере показала пресс-конференция - практически все остается по-старому.

Подготовил Н. СОЛДАТЕНКОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно