Примерное время чтения: 4 минуты
116

ПРЕЗИДЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ ВО ФРАНЦИИ. В острой борьбе

8 мая станет известно имя президента Французской Республики, избранного на новый срок.

В "АиФ" N 18 мы рассказывали об одном из участников этого тура - Жаке Шираке. Предлагаем материал о втором кандидате на пост президента - Франсуа Миттеране.

В ОТЛИЧИЕ от театрально обставленного, напыщенного по тону телеобращения премьер-министра Жака Ширака к стране с торжественным провозглашением своей кандидатуры, сообщение Франсуа Миттерана о его намерении добиваться второго президентского мандата выглядело подчеркнуто буднично. Он не стал декламировать никакого заранее и тщательно составленного текста с программным заявлением, а в рамках вечерней программы новостей телекомпании "Антенн-2" одним коротким словом "да" ответил на вопрос комментатора, является ли он вновь кандидатом на президентских выборах.

И замолчал, словно решив, что главное сказано и этого вполне достаточно. Комментатор даже несколько опешил от столь непривычной лаконичности. После мгновенной заминки он спросил первое, что ему пришло в голову: "А вы хорошо подумали, господин президент?" - "По-моему, да", - ответил тот.

Президент дал понять, что обсуждать более подробно злободневные политические и экономические проблемы он пока не намерен. Впрочем, он тут же уточнил, что не собирается вообще представлять официальной предвыборной программы, поскольку, мол, "не в этом роль президента республики". И добавил: "Я понял это за последние семь лет. В 1981 году, будучи кандидатом, я пустился в подготовку предложений. Их было 110, и 90 процентов из них было осуществлено. Но по недостатку опыта я несколько спутал роли главы государства и премьер-министра".

Он не ушел от ответа и на щекотливый вопрос: "Вам 71 год, не является ли это помехой в погоне за вторым мандатом?" - "Да, возможно, - ответил Миттеран. - Честно говоря, я предпочел бы иметь десятью годами меньше. В конце концов мне всего на четыре года меньше, чем было генералу де Голлю, когда он вновь выставил свою кандидатуру в 1965 году...".

Итак, если будет переизбран Франсуа Миттеран, то сохранится преемственность внешнеполитического курса страны, проводившегося в жизнь на протяжении 7 лет его пребывания у власти. Один из руководителей предвыборной кампании главы государства Тьерри де Босэ отметил, что преемственность касается всех аспектов дипломатической деятельности - от развития отношений Восток - Запад до ускорения европейского строительства вплоть до создания в ЕЭС в 1992 году "единого европейского рынка". По его мнению, президент выступает за развитие сотрудничества с Советским Союзом в области экономики и культуры, за поиск точек соприкосновения по политическим проблемам. Он подчеркнул, что президент всегда высказывал заинтересованность в разоружении.

В частности, в интервью радиостанции "Европа-1" он "неоднократно одобрял" советско-американский Договор по РСД-РМД, подход М. С. Горбачева к проблемам разоружения и действия Р. Рейгана, идущие в этом направлении, а также выступил против немедленной модернизации ядерного оружия малой дальности. "Я осуждаю планы "звездных войн", - подчеркнул он. - Я отказался к ним присоединиться, несмотря на то, что меня к этому подталкивали со стороны нынешнего правительственного большинства".

Тщательно анализируя политическую карту сегодняшней Франции и сопоставляя ее с результатами многочисленных зондажей общественного мнения, местные политические обозреватели отмечают, что с момента предыдущих выборов 1981 года Миттеран сохранил позиции, традиционные для кандидата левых сил. Он располагает абсолютным большинством среди молодежи (до 35 лет) и среди избирателей, голосующих за левых и крайне левых, относительным большинством среди рабочих, его поддерживает также значительная часть средних слоев, работающих по найму.

Как бы там ни было, здешние наблюдатели считают бесспорным, что Миттеран оказался прав, затянув чуть ли не до самого последнего момента официальное выдвижение своей кандидатуры, а затем чрезвычайно энергично включившись в предвыборную кампанию. По-видимому, он учел тактические ошибки своих предшественников на посту президента. В 1981 году В. Жискар д'Эстэн слишком рано из полноправного президента перешел на неопределенное положение одного из кандидатов. В 1965 году Ш. де Голль чрезмерно уверенный в своем авторитете, счел практически излишним вести кампанию перед первым туром голосования и даже показываться на экране телевидения, - и поплатился за это: не был избран сразу и принужден к перебаллотировке во втором туре.

Позднее выдвижение кандидатур позволило Миттерану сократить сроки предвыборной борьбы и напряженной полемики со своими основными соперниками, что немаловажно при отсутствии у него четко окрашенной и резко отличающейся от их программ предвыборной платформы. Оно дало ему также возможность предстать в глазах избирателей больше в авторитетном образе главы государства, нежели е тривиальном обличье одного из соискателей.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно