Примерное время чтения: 13 минут
94

[Есть ответы] Ваши вопросы от 25.03.1988

Почему в нашем государстве не осуществлены меры, предусмотренные "Манифестом Коммунистической партии"? Не отменено, например, право наследования, не обеспечено бесплатное воспитание всех детей, - не произведена централизация всего транспорта в руках государства. Не привело ли это отступление к тем негативным явлениям, с которыми теперь пытаемся бороться?

И. Савкин, Москва

МОЖНО было бы ограничиться очень кратким ответом: за исключением права наследования, все остальные пункты сформулированных в "Манифесте" требований так или иначе, в той или иной форме были, вопреки мнению автора письма, реализованы либо непосредственно в период Октября, либо в ходе последующего построения основ социализма в нашей стране.

К сожалению, не всегда мы учитываем важную особенность научного коммунизма. А именно - то, что те или иные положения основоположников марксизма - ленинизма представляют собой не застывшие и непререкаемые догматы, а выводы научного исследования реальной действительности. Жизнь, практика, время всегда вносили известные поправки, а иногда давали основания и для новых обобщений, и они делались.

Так, например, когда революция (1848 - 1849 гг.) охватила Германию - страну тогда отнюдь не самую передовую, - Маркс и Энгельс в "Требованиях Коммунистической партии в Германии" пишут уже не об отмене права наследования, а его ограничении. И это понятно. Ведь наряду с относительно малочисленным пролетариатом, которому нечего завещать, и эксплуататорскими классами подавляющую часть трудящегося населения составляли в Германии крестьяне и ремесленники со своим хозяйством, их нельзя и незачем было отталкивать от революции. Далее, речь шла не об общественном и бесплатном воспитании всех детей, а о всеобщем бесплатном народном образовании. Так что основную заботу о детях вне стен учебных заведений все-таки должна взять на себя семья, а не общество в целом.

Это - лишь один пример того, как Маркс и Энгельс умели корректировать свои взгляды с учетом конкретной исторической обстановки в той или иной стране, в тот или иной период.

Эта корректировка положений, сформулированных основоположниками марксизма, осуществлялась и их учениками. В ходе Октябрьской социалистической революции в нашей стране были претворены в жизнь основные положения "Коммунистического манифеста", касающиеся обобществления средств производства, радикального преобразования аграрных отношений, централизации в руках Советского государства кредита, банковской деятельности. Что касается налогообложения, конфискации имущества бежавших из России врагов революции, то это носило в сравнении с мерами принятыми частный характер.

В вопросе читателя слышится и другое - почему бы сейчас, когда мы открыто признали значительную имущественную дифференциацию в советском обществе, обусловленную известными негативными явлениями в экономической и правовой сферах жизни последних десятилетий, не пойти на отмену права наследования? Но разве это диктуется обстановкой?

Отвечая на этот непростой вопрос, необходимо учитывать, что Маркс и Энгельс, выдвигая такое требование от лица коммунистической партии, имели в виду общество, лишь выходящее на путь революционных преобразований, всеми своими корнями еще связанное с капитализмом. Это было общество, в котором бы наряду с политически господствующим рабочим классом продолжали существовать нетрудящиеся классы, сохраняющие в своих руках экономическое господство.

Такого "двоевластия" в сегодняшнем советском обществе не существует. Подавляющая масса населения - это люди, живущие своим трудом. В этих условиях отмена права наследования лишила бы - наряду с горсткой "энергичных людей" - огромную массу трудящихся возможности свободно распорядиться накоплениями, привела бы к дезорганизации товарно-денежного обращения, и без того испытывающего немалые трудности вследствие дефицита потребительских товаров.

Думается, выход не только и не столько в ужесточении линии на изъятие через налоги того, что накоплено неправедными путями, сколько в ликвидации экономических предпосылок для такого накопления - в скорейшей расшивке "узких мест" в экономике, в решении проблемы несбалансированности, качества товаров народного потребления. Решим мы проблему дефицита (в том числе и благодаря широкому развертыванию кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности) - исчезнут спекулянты - перекупщики, фарцовщики, оздоровится обстановка в торговле и обслуживании населения. У людей отпадет желание обращаться к разного рода темным личностям, они утратят ореол "умеющих жить", т. е. оздоровится и общественная мораль, исчезнет почва для других негативных явлений и процессов.

А. ЧЕПУРЕНКО, кандидат экономических наук

* * *

Кто был во главе партии и правительства, после смерти Сталина, с марта по сентябрь 1953 г.?

Я. Мурзенко, Донецкая обл.

7 марта 1953 г. в "Правде" было опубликовано постановление совместного заседания Пленума Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Совета Министров Союза ССР, Президиума Верховного Совета СССР, где говорилось о том, что в трудное для страны время партия и правительство важнейшей задачей считают "обеспечение бесперебойного и правильного руководства всей жизнью страны, что в свою очередь требует величайшей сплоченности руководства, недопущения какого-либо разброда и паники с тем, чтобы таким образом безусловно обеспечить успешное проведение в жизнь выработанной нашей партией и правительством политики". Было признано необходимым осуществить ряд мероприятий по организации партийного и государственного руководства.

Председателем Совета Министров СССР был назначен Г. М. Маленков, его первыми заместителями - Л. П. Берия, В. М. Молотов, Н. А. Булганин, Л. М. Каганович.

Н. М. Шверник был освобожден от обязанностей Председателя Президиума Верховного Совета СССР и рекомендован на пост председателя ВЦСПС. Председателем Президиума Верховного Совета СССР был рекомендован К. Е. Ворошилов. Секретарем Президиума Верховного Совета СССР был назначен Н. М. Пегов, а его заместителем - А. Ф. Горкин.

Министерство госбезопасности СССР и Министерство внутренних дел СССР были объединены в одно министерство - МВД СССР. Министром назначен Л. П. Берия.

Министром иностранных дел СССР стал В. М. Молотов, его первыми заместителями - А. Я. Вышинский и Я. А. Малик, заместителем - В. В. Кузнецов.

Военным министром был назначен Маршал Советского Союза Н. А. Булганин, первыми заместителями - Маршалы Советского Союза А. М. Василевский и Г. К. Жуков.

Министерство внешней торговли и Министерство торговли СССР были объединены в одно Министерство внутренней и внешней торговли СССР. Возглавил его А. И. Микоян.

Председателем Госплана СССР был назначен Г. П. Косяченко.

Было признано необходимым иметь в ЦК КПСС вместо двух органов - Президиума и бюро Президиума - один - Президиум ЦК КПСС из 10 членов и 4 кандидатов. В состав Президиума ЦК КПСС вошли Г. М. Маленков, Л. П. Берия, В. М. Молотов, К. Е. Ворошилов, Н. С. Хрущев, Н. А. Булганин, Л. М. Каганович, А. И. Микоян, М. З. Сабуров, М. Г. Первухин. Кандидатами в члены Президиума ЦК КПСС стали Н. М. Шверник, П. К. Пономаренко, Л. Г. Мельников, М. Д. Багиров.

Секретарями ЦК КПСС были избраны С. Д. Игнатьев, П. Н. Поспелов, Н. Н. Шаталин.

От обязанностей первого секретаря Московского комитета КПСС был освобожден Н. С. Хрущев, с тем чтобы он сосредоточился на работе в ЦК КПСС. Первым секретарем МК КПСС утвержден Н. А. Михайлов.

От обязанностей секретарей ЦК КПСС были освобождены: П. К. Пономаренко и Н. Г. Игнатов - в связи с переходом их на руководящую работу в Совете Министров СССР и Л. И. Брежнев - в связи с переходом его на работу начальником Политуправления Военно- Морского министерства.

На Пленуме ЦК КПСС 14 марта 1953 г. была удовлетворена просьба Г. М. Маленкова об освобождении его от обязанностей секретаря ЦК КПСС. Секретариат ЦК КПСС был избран в составе Н. С. Хрущева, М. А. Суслова, П. Н. Поспелова, Н. Н. Шаталина и С. Д. Игнатьева.

А в июле 1953 г. состоялся Пленум ЦК КПСС. Заслушав и обсудив доклад Президиума ЦК, с которым выступил Г. М. Маленков, о преступных антипартийных и антигосударственных действиях Л. П. Берия, "направленных на подрыв Советского государства в интересах иностранного капитала и выразившихся в вероломных попытках поставить Министерство внутренних дел СССР над правительством и Коммунистической партией Советского Союза", Пленум принял решение - вывести Л. П. Берия из состава ЦК КПСС и исключить его из рядов партии, как врага Коммунистической партии и советского народа.

Состоявшийся в сентябре 1953 г. Пленум ЦК КПСС избрал Н. С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС.

А. ЛОГИНОВ

* * *

О работе советских разведчиков многие из нас знают лишь по художественным произведениям. А что можно рассказать о настоящих героях-разведчиках, например о Р. Абеле?

А. Марков, Москва

ИМЯ РУДОЛЬФА АБЕЛЯ широко известно в нашей стране и за рубежом.

В 1927 г. Р. Абель был рекомендован комсомолом на работу в органах ВЧК - КГБ. На первый взгляд Абель был малопригодным для этой сложной и трудной профессии. Он производил впечатление робкого и застенчивого. Но стоило приглядеться к нему, как сразу обращали на себя внимание его умные, живые глаза, тонкая, ироническая усмешка. Скупые, уверенные жесты говорили о незаурядной воле этого молодого человека. Он был наблюдателен и целеустремлен.

Много позже, имея за плечами богатый и разнообразный опыт работы в органах безопасности, Абель в беседе с советскими журналистами скажет, что чекист, по его твердому убеждению, должен сочетать уверенность в себе со скромностью, быть выдержанным и уравновешенным, дисциплинированным, беспредельно преданным Родине, своему служебному долгу, уметь преодолевать страх при выполнении задания, связанного со значительным риском. Без этих качеств невозможно стать высоким профессионалом.

Рудольф Абель родился в 1903 г. в приволжском городке в семье рабочего-металлиста, старого революционера-подпольщика. Воспоминания детства Абеля так или иначе связаны с большевиками, что в значительной мере предопределило жизненный путь Р. Абеля.

В последующем семья Абелей переехала в Москву.

Во время учебы в школе проявились многогранные способности Рудольфа Абеля: природная память, лингвистические наклонности. Он хорошо знал немецкий, французский и английский языки.

В 1922 г. он вступил в комсомол. Это было время острой борьбы партии с троцкистами за влияние на молодежь. Абель активно участвует в борьбе комсомольской ячейки против троцкистов, получает первые уроки политической зрелости.

В 1925 - 1926 гг. Абель служил в радиочастях РККА. Служба была нелегкой, она закалила его, научила преодолевать трудности.

По образованию радиоинженер, Абель до зачисления на службу в органы ВЧК - КГБ работал чертежником, инженером, переводчиком.

Р. Абель был всесторонне развитой личностью. Для него не существовало дилеммы физики или лирики. Он был сразу и тем, и другим. Абель занимался графикой, живописью. Он тонко чувствовал классическую и народную музыку, играл на гитаре. Был фотографом и умел столярничать.

В мае 1927 г. Абель стал чекистом. Его тяга к романтике взяла верх над мечтой быть ученым и работать в научно-исследовательском институте. По словам Абеля, дальше пошло, как и в любой другой области человеческой деятельности. Вначале упорная, настойчивая учеба. Овладевать новой и непростой специальностью помогали старые чекисты, участники революции и гражданской войны, соратники Ф. Э. Дзержинского. У них Абель перенимал умение ориентироваться в сложной обстановке, быть бдительным, соблюдать правила конспирации. Учился упорству, кропотливому, повседневному труду.

В годы Великой Отечественной войны Абель участвует в операциях чекистов по проникновению в фашистский тыл, в центры абвера, готовившие шпионов и диверсантов для заброски на советскую территорию. Немало фашистских агентов и пособников было выявлено при непосредственном участии Абеля.

Окончилась вторая мировая война. В Фултоне прозвучала речь бывшего премьер- министра Великобритании У, Черчилля, наметившего новую стратегию на международной арене.

Рудольф Абель внес предложение своему руководству направить его за границу, где теперь укрылись фашистские преступники и их агенты. Предстояло выяснить, каковы были их намерения и планы, чем они конкретно занимались, какую вели подрывную деятельность против СССР, кто и как их в этом поддерживал. Необходимо было разобраться в новых методах противника, найти способы их обезвреживания и пресечения. С этой целью он въехал в 1948 г. в США. В течение ряда лет он регулярно докладывал в Центр информацию по важным вопросам. В книге "Незнакомцы на мосту" Д. Донован, выступавший адвокатом по делу Абеля, позднее писал: "Мы видим очень смелого патриота, который служил своей стране, выполняя исключительно рискованные военные задания".

21 июня 1957 г. Абель был арестован в номере нью-йоркской гостиницы в результате гнусного предательства. Оказавшись в критической ситуации и чрезвычайно сложном положении, он, однако, не растерялся и повел неравный бой с сотрудниками ФБР и ЦРУ. Последние сутками беспрерывно допрашивали его, оказывая давление на психику, требуя, чтобы он рассказал о задании, назвал имена помощников, признал бы вину в нелегальном въезде в страну и ведении против нее шпионажа. Ему то обещали 10 тыс. долл. в год и высокое служебное положение в случае согласия на предлагаемое сотрудничество, то грозили тяжелой карой и смертью на электрическом стуле. Это не были пустые слова. Арест Абеля был проведен негласно, и с ним могли сделать что угодно.

Абель стойко перенес все испытания и не признал себя виновным. Д. Донован в уже упомянутой книге напишет в этой связи: "Для спасения своей жизни Абель не сделал ничего, что нанесло бы ущерб его Родине".

15 ноября 1957 г. Абель был приговорен к 30 годам тюремного заключения. Ему перевалило за пятьдесят, впереди была неизвестность и новые тяжелые испытания. Среди уголовных элементов федеральной тюрьмы в Атланте, куда поместили Абеля, мог, очевидно, найтись экстремист, способный убить "красного шпиона и коммуниста" из "патриотических" побуждений.

Жестокое наказание не сломило Абеля, и в тюрьме он оставался целеустремленным, бодрым, подтянутым человеком.

Перенести выпавшие на его долю испытания Абелю помогло, по его словам, то, что вдали от Родины он не чувствовал себя одиноким и был уверен, что Отчизна сделает все возможное, чтобы помочь ему.

Кроме того, увлечения Абеля облегчили ему пребывание в тюрьме. Он рисовал, мастерил из дерева поделки, занимался математическими исследованиями.

Родина не оставила Абеля в беде. 10 февраля 1962 г. на мосту Глиникер-Брюкке, соединяющем столицу ГДР с Западным Берлином близ Потсдама, был осуществлен обмен Абеля на осужденного Военной коллегией Верховного Суда СССР в 1960 г. к 10 годам лишения свободы американского летчика-шпиона Гарри Пауэрса.

4 года и 8 месяцев тюремного заключения остались позади. По словам Абеля, он вернулся на Родину раньше, чем ожидал.

Рудольф Иванович Абель скончался в 1971 г. после почти 45 лет безупречного выполнения сложных задач по обеспечению безопасности Советского Союза на различных участках чекистской службы.

Член КПСС с 1931 г., почетный сотрудник органов ВЧК - КГБ, Абель за образцовое выполнение заданий и проявленное при этом мужество был награжден орденом Ленина, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Красной Звезды и многими медалями.

В этом году ему исполнилось бы 85 лет.

В. БОЖЕНКОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно