Примерное время чтения: 7 минут
64

Ежедневно в Москве задействуется около 1 млн. транспортных средств. ГАИ большого города

В нашей редакционной почте немало писем с просьбой рассказать о работе органов Госавтоинспекции.

ПРЕДСТАВИМ нашего собеседника: ПАНКРАТОВ Владимир Иосифович, полковник милиции, начальник Госавтоинспекции города Москвы, 48 лет, женат, имеет сына, чемпион Европы по дзюдо 1964 года.

КОРР. Расскажите, как вы пришли в ГАИ.

В. П. В должности начальника ГАИ г. Москвы я работаю более трех лет. До этого работал в уголовном розыске. Прошел весь путь от инспектора до начальника отдела МУРа, работал заместителем начальника отдела боевой подготовки, начальником управления общественного порядка, начальником районного управления внутренних дел.

КОРР. Некоторые иностранцы, подолгу живущие в Москве, а также москвичи, работавшие за рубежом, жалуются, что "дорожная полиция" в Москве очень придирчивая.

В. П. Наши штрафы носят скорее символический, воспитательный характер.

Что такое штраф в 3 - 5 руб.? Во Франции, например, на нетрезвого водителя, виновного в дорожно-транспортном происшествии, не повлекшем за собой чьей-либо смерти или ранения, налагается штраф до 30 тыс. франков (около 3 тыс. руб.) плюс 240 дней принудительных работ без вознаграждения. К этому может быть добавлено наказание в виде лишения водительских прав сроком на 3 года.

КОРР. В нашей печати время от времени появляются публикации о коррупции в Госавтоинспекции. Какие меры принимаются для ее искоренения?

В. П. Борьба с нарушениями социалистической законности начинается прежде всего с отбора кадров. Предпочтение отдается тем, кто идет к нам работать по рекомендациям рабочих коллективов. Недостатка в желающих работать в ГАИ мы пока не испытываем, поэтому без сожаления расстаемся с теми, кто пятнает нашу честь мздоимством. Любые нарушения законности со стороны наших сотрудников немедленно становятся достоянием гласности коллектива, подвергаются тщательному анализу и разбору. За этим внимательно следит политотдел Главного управления внутренних дел и непосредственно партком ГАИ г. Москвы.

КОРР. Скажите, как можно выявить и доказать нечистоплотность того или иного сотрудника, если "разговор" между ним и водителем происходит один на один?

В. П. С помощью граждан. Если человек вступил на путь нарушения соцзаконности, то, как правило, это не разовое явление и вступает он в контакт не с одним водителем. И конечно же, на него поступают жалобы, которые в обязательном порядке становятся предметом служебного расследования. Два заявления на одного и того же сотрудника являются поводом для расследования. Но я должен сказать и вот о чем. Сейчас "активизировалась" и другая сторона конфликтных ситуаций. Большинство постов ГАИ сейчас оборудованы диктофонами и видеокамерами. И нередко наши сотрудники записывают адресованные им угрозы написать жалобу. Статистика показывает, что из 100 таких жалоб подтверждается 2 - 3.

КОРР. В последние годы во многих областях нашей страны произошло серьезное обновление личного состава органов внутренних дел. В какой степени это затронуло Госавтоинспекцию г. Москвы?

В. П. Могу сказать, что какого-то резкого принудительного обновления ГАИ Москвы не было. Наша служба наряду с другими в 1986 г. прошла серьезную аттестацию, в ходе которой каждому сотруднику была дана оценка его профессиональной пригодности. Более чем 600 сотрудникам было указано на их недостатки в работе, и они получили испытательные сроки от полугода до года. Затем было проверено, как эти недостатки устранены. От 46 человек мы освободились как от лиц, компрометирующих звание сотрудника Госавтоинспекции.

КОРР. Можно ли исключить личностный подход к оценке того или иного нарушения?

В. П. По сути, это то, к чему мы стремимся. Мы провели такой эксперимент: на одном из оживленных перекрестков была установлена видеокамера и приборы, автоматически фиксирующие факт нарушения, место, время, номер машины и ее скорость. Сорок водителей, нарушивших скоростной режим, были приглашены в группу разбора нарушений. Так вот: из них добровольно признали факт нарушения без предъявления фотографии только 7 человек. Остальные всячески отрицали и факт нарушения, и даже то, что они находились в указанное время в данном месте. Подобные вещественные доказательства действуют на нарушителей отрезвляюще. Сегодня, к сожалению, таких приборов пока еще недостаточно, но мы надеемся, что в ближайшее время наша промышленность поставит их в достаточном количестве.

КОРР. В каких случаях ГАИ перекрывает движение на городских магистралях?

В. П. Это происходит только при проведении крупнейших мероприятий, имеющих чаще даже не городское, а общесоюзное, международное значение (таких, как Олимпиада, Фестиваль молодежи и студентов и т. п.), а также при встречах и проводах партийно-правительственных делегаций. В таких случаях перекрытие магистралей, по которым следует кортеж правительственных машин, положено по дипломатическому протоколу, принятому во всем мире. Но даже тогда мы стремимся до минимума сократить время, когда такая важная артерия города, как, скажем, Ленинский проспект, бывает закрыта для городского транспорта.

КОРР. А в повседневной жизни?

В. П. В повседневной жизни никаких привилегий на дорогах Москвы ни для кого нет и быть не может. От Московского городского комитета партии мы имеем прямое указание о том, чтобы движение в Москве носило как можно более демократичный характер. А в решении Московского Совета народных депутатов прямо сказано, что самая главная задача городского ГАИ - это обеспечение безопасного преимущественного проезда для пассажирского транспорта.

КОРР. В ряде писем читатели спрашивают: есть ли у нас какие-либо привилегированные номерные знаки?

В. П. Действительно, в прошлом были номерные знаки с определенными буквенными и цифровыми сочетаниями, в частности с двумя и больше нулями, которые относились к разряду так называемых "блатных" номеров. Владельцы частных автомобилей, их имевшие, пользовались поблажками в случае нарушения правил дорожного движения. В настоящее время мною дано официальное указание всем подчиненным службам о том, что никакие номера, с нулями или без, не дают права их владельцам безнаказанно нарушать правила уличного движения. "Нули" мы сегодня выдаем лишь одной категории водителей. Это инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Мы считаем своим долгом оказывать им на дороге всяческую помощь.

КОРР. А какой номер у вашей машины?

В. П. Позвольте мне в силу служебной необходимости сохранить его в тайне. Но могу заверить читателей "АиФ", что "нулей" в нем нет. Да и нарушать правила движения мне как-то не к лицу. Вообще я убежден в том, что сотрудник ГАИ, едет ли он на своей машине или служебной, должен показывать пример аккуратного вождения автомобиля.

КОРР. В Правилах дорожного движения перечислены обязанности водителей, пассажиров и пешеходов, но нет обязанностей сотрудников ГАИ. Не считаете ли вы нужным включить их в Правила?

В. П. В Правилах записаны права и обязанности участников движения. Права же и обязанности сотрудников ГАИ изложены в нормативных документах МВД СССР. Они не являются какой- то тайной, и думаю, что здесь вы правы, и основные права и обязанности ГАИ должны быть изложены в специальном приложении к Правилам дорожного движения. Это послужит укреплению правовых основ общения сотрудников ГАИ с участниками дорожного движения.

КОРР. В Правилах ничего не говорится и о санкциях, накладываемых ГАИ за то или иное нарушение...

В. П. Думаю, что такой "прейскурант" просто необходим, и во многих странах, например в Дании, он существует.

КОРР. Кстати, многие считают, что у ГАИ есть план по штрафам.

В. П. Такие слухи появляются из-за недостатка юридической культуры у некоторой части населения. Штраф может быть наложен только по закону за определенные нарушения. Никакого плана по штрафам нет и быть не может.

КОРР. На что идут штрафы?

В. П. В день штрафуется до 3 тыс. водителей и пешеходов. Общую сумму мы не подсчитываем. Полученные деньги поступают в бюджет Моссовета.

Беседу вел Д. МАКАРОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно