Примерное время чтения: 6 минут
82

ТРИБУНА МИНИСТРА. Какой быть высшей школе?

Как известно, принято решение провести в первом квартале нынешнего года Пленум ЦК КПСС, посвященный вопросам перестройки во всей системе образования. В преддверии Пленума Минвузом СССР и Всесоюзным обществом "Знание" был организован "круглый стол" по проблемам перестройки высшей школы. Побывав на нем, наш корреспондент записал выступление министра высшего и среднего специального образования СССР Г. А. ЯГОДИНА, которое, несколько сократив, мы предлагаем вниманию читателей.

В декабре прошлого года мы провели социологический опрос с целью изучить общественное мнение о ходе перестройки высшей школы; такой же опрос Минвузом СССР проводился и раньше, в апреле 1987 г.

Наличие результатов перестройки, хотя и незначительных, в апреле отмечали только 23% преподавателей, а сейчас - 67%.

Меня очень порадовало то обстоятельство, что значительно уменьшилось число преподавателей, считающих, что результатов перестройки нет. Сейчас таких 11%, год назад было 32%; если раньше 20% преподавателей утверждали, что перестройка только ухудшила дело, то сейчас так никто не считает. Подавляющая часть опрошенных (85%) считают, что перестройка проходит нормально, или же отмечают, что ее надо вести быстрее.

Говоря о проблемах перестройки высшей школы, я прежде всего хочу отметить, что на сегодняшний день самым главным для высшей школы, так же как и для всего общества, является ее демократизация.

Повсеместно сложилась ситуация, когда ответственность руководителей разных рангов перед более высокими инстанциями берет верх над их ответственностью перед руководимыми ими коллективами. Вот эту ситуацию нам надо изменить: руководитель должен отвечать за свою деятельность прежде всего перед своим коллективом, Что мы для этого делаем в Минвузе?

Начиная с прошлого года ни один ректор в стране не назначен, если он не выбран своим коллективом. По новому положению, один раз в 5 лет ректор обязан отчитываться перед ученым советом, который тайным голосованием одобряет его деятельность или выражает ему недоверие. Если раньше ученый совет состоял только из тех, кого ректор в него назначал, то теперь мы дали ректору возможность при комплектовании ученого совета 50% его членов назначать, 25% комплектовать за счет студентов, делегированных в совет студенческим коллективом, и 25% членов - из числа выбранных на собрании трудового коллектива.

Очень важная задача - повысить ответственность преподавателей перед студенчеством. С этой целью мы дали студентам реальную возможность оценивать труд преподавателей посредством социологического опроса, анкетирования, проводимого после того, как сданы все экзамены за год.

Мы отлично понимаем, что в вузах лучше, чем в аппарате Минвуза, знают многие практические вопросы, связанные с подготовкой специалистов, и мы дали вузам право решать их самим. И когда сейчас готовим документы, то большинство из них носят разрешительный характер: разрешить! Разрешить свободное посещение лекций студентам!

Ладно, не ходите на мои лекции, - думает между тем преподаватель, - но я уж на экзамене проверю, как вы знаете мой предмет.

Вот и кончилась демократия! Чтобы этого не случилось, надо все время думать, как обеспечить ее на деле. Разрешили свободное посещение лекций - перейдите на письменный экзамен, это, я считаю, очень демократичная форма. Письменный экзамен, основанный, к примеру, на тестах или на решении задач, сделайте для всех, а дальше дайте студентам право повысить свою оценку на устном экзамене, то есть проведите экзамен в два этапа.

И еще об экзаменах, на этот раз - вступительных. Я категорически не согласен с мнением, что от них пора отказаться. Можно было бы перейти к конкурсу аттестатов, если бы была уверенность в стандарте полученных школьниками знаний. Но такой уверенности нет, поэтому пока что единственно возможный выход - это конкурсные вступительные экзамены, и мы будем увеличивать их значимость.

Еще один больной вопрос: что предпринимается Минвузом, чтобы специалисты с высшим образованием работали по специальности, так как в противном случае происходит разбазаривание государственных средств и ресурсов.

Действительно, те, кто не работает по специальности, уходит в другую сферу, не отдают обществу того, что должны бы отдать. Хотя гораздо большую тревогу у меня вызывают те, кто без должной отдачи работает по специальности.

Чтобы изменить такое положение, планируется ввести квалификационный аттестат. Он будет выдаваться только специалисту, отработавшему 3 года по распределению, в случае его положительной работы по месту распределения. Кто-то из выступавших сегодня сказал, что есть такие районы и места распределения, куда специалиста можно доставить только в связанном виде, а затем посадить его на цепь, чтобы он оттуда не сбежал. Так вот, квалификационный аттестат в какой-то степени поможет решить проблему распределения: сбежал с места распределения - значит, аттестат не получишь.

Могут спросить: а что делать с теми, кто не смог поехать по распределению, ведь кто-то по окончании вуза уйдет в декрет, кто-то поедет с мужем туда, где нет работы по специальности? Отвечу - не давать квалификационный аттестат, снова распределить на эту работу и выдать его лишь после трехлетней отработки.

Хочу ответить на такой вопрос: "Не считаете ли вы, что студенту надо обеспечить приличные условия? Во всех западных колледжах студенты живут по одному, в крайнем случае по два человека в комнате со всеми удобствами. Разумеется, они платят за "все это. Наши студенты тоже готовы за все платить сами, сами покупать мебель и т. д.".

Я считаю, заставить студентов за все платить самим, а это означает, что платить будут их родители, - не выход из положения. В качестве положительного примера хочу привести Иркутский университет. Его ректор, стремясь решить проблему размещения студентов, через газету и по телевидению дал объявление: "Ректор ведет прием граждан Иркутска, желающих пустить к себе на постой студента".

К этому объявлению поначалу многие отнеслись скептически, тем более, что студент за постой платить не будет. И тещ не менее к ректору явилась посетительница и попросила к себе студента - мне ваш студент очень нужен, у меня парень в шестом классе, совсем от рук отбился. И этот пример отнюдь не единственный.

То есть получается, что студенты могут выступать едва ли не как "воспитатели", и это для нас очень ценно и важно.

Мы будем также вкладывать государственные деньги в студенческие городки, до 2000 г. мы обязаны построить их достаточно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно