Примерное время чтения: 4 минуты
65

ЧИТАТЕЛЬ СПРАШИВАЕТ. Цена драгоценности

Что происходит с ценами на драгоценные металлы? При продаже в магазинах цены растут быстрее, чем при скупке у населения. Ведь это похоже на обман населения со стороны государства.

Зачем выпускаются непривлекательные, аляповатые ювелирные изделия? Почему не все принимается обратно в скупку и на комиссию? Почему так мало комиссионных магазинов и цены там произвольны?

А. Иванников, Одесса

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ изделия из драгоценных металлов занимают весьма скромное место в удовлетворении потребностей населения (около 1% в товарном предложении), а сами драгоценные металла, как известно, не являются предметом купли и продажи (за исключением золота для зубопротезных изделий). Кроме того, извлекаемый государством налог с оборота за счет продажи ювелирных изделий расходуется государством на общественные нужды. Следовательно, заявление А. Иванникова об обмане населения со стороны государства не обоснованно.

Для обеспечения низких цен на продовольствие при растущих затратах на его производство оно было вынуждено увеличить цены на ряд непродовольственных товаров, с тем чтобы обеспечить необходимые поступления доходов и финансовое равновесие народного хозяйства.

Уровень цен на "налогоемкие" товары (автомобили, ковры, ювелирные изделия, а также закупаемые по импорту и некоторые другие) достиг своего предела, по отдельным их видам обострились проблемы реализации. Именно по этой причине возникла необходимость неоднократного уточнения розничных цен на ювелирные изделия из драгоценных металлов (1978 г. и 1981 г.), приведения цен на эти товары в соответствие со спросом.

В настоящее время рыночная конъюнктура по ювелирным изделиям такова, что в запасах их накопилось на сумму, почти равную годовому их производству.

Читатель правильно ставит вопрос об имеющихся беспорядках в комиссионной торговле и скупке, производстве Минприбором ювелирных изделий, не пользующихся повышенным спросом населения. В стране действуют всего лишь 43 магазина, торгующих изделиями из драгоценных металлов и камней на комиссионных началах, и 172 пункта по скупке этих изделий у населения.

По данным обследований, причинами отказов в приемке изделий на комиссию являются следующие, затруднения в определении характеристик камней (11,3%); наличие больших запасов аналогичных изделий (15,1%); отсутствие пробирного клейма (39,6%).

В 1987 г. Госкомцен СССР пересмотрел прейскурант на драгоценные металлы в изделиях и ломе, драгоценные и самоцветные камни, скупаемые у населения. В этом прейскуранте предусмотрена широкая дифференциация цен на изделия и лом драгоценных металлов, установлены экономически оправданные соотношения на драгоценные металлы в расчете на 1 г в изделии и ломе и т. д. Однако этот прейскурант не будет работать, если торги по- прежнему вместо комиссионной торговли будут заниматься скупкой лома у населения. А. Иванников правильно ставит вопрос о необходимости упорядочения залоговых цен, которые не пересматривались в течение долгого периода.

СЕЙЧАС назрела необходимость в пересмотре и всей политики цен на ювелирные изделия из драгоценных металлов. Во-первых, промышленность должна приспосабливаться к спросу населения. По нашему мнению, действующий ассортимент вырабатываемых ювелирных изделий не является престижным, поскольку эти товары производятся массовыми тиражами, при низкой трудоемкости их изготовления и с применением искусственных аналогов драгоценных, полудрагоценных, поделочных камней.

Во-вторых, следует изменить соотношения цен на вставки из натуральных и синтетических камней (в настоящее время те и другие оцениваются при реализации одинаково).

В-третьих, стоит также поднять престиж таких натуральных камней, как янтарь, уваровит (зеленый гранат), хромдиопсид (уральский изумруд), чароит и др., добыча и обработка которых производится только в СССР.

В-четвертых, может быть, имеет смысл приблизить залоговые цены к ценам комиссионной торговли, принимать в сберегательные кассы от населения наряду с наличными деньгами изделия из драгоценных металлов.

В-пятых, возможно, было бы целесообразно для обеспечения здоровой конкуренции, повышения художественной ценности ассортимента драгоценностей, вырабатываемого государственной промышленностью, снять всякие ограничения на производство этих изделий в условиях индивидуальной деятельности населения.

Д. ШАВИШВИЛИ, кандидат экономических наук, заведующий сектором НИИ цен

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно