Примерное время чтения: 7 минут
99

ПРОДОЛЖАЕМ РАЗГОВОР. Как понимают права человека в СССР и на Западе

ПЕРЕД НАЧАЛОМ любой дискуссии необходимо договориться о терминах, об их едином понимании или, по крайней мере, уточнить различный смысл, который каждый вкладывает в одни и те же слова.

Когда мы начинаем обсуждать с западными партнерами вопрос о правах человека, то узнаем, что под этим термином они понимают положение с правами человека в СССР и только в СССР. Более конкретно под этим подразумевается право на выезд из СССР, преследование инакомыслящих и использование психиатрии в политических целях опять- таки в СССР, ограничения, налагаемые на распространение в нашей - стране западной информации об СССР. Таково привычное толкование Западом понятия "права человека".

ПРОПАГАНДИСТСКИЙ КОЗЫРЬ ИЛИ ГАРАНТИРОВАННАЯ ВОЗМОЖНОСТЬ?

Что в это понятие вкладываем мы? Многое из того, о чем говорят наши западные партнеры: и вопросы эмиграции, а точнее сказать, свободы передвижения людей из одной страны в другую, и другие аспекты гражданских и личных свобод человека, и вопросы об их нарушениях во всех странах, независимо от их социальных и экономических систем, в том числе и в СССР. Однако это лишь часть этой большой и глобальной проблемы.

В понятие "права человека", наряду с обеспечением гражданских и политических свобод, мы считаем необходимым включить все аспекты, обеспечивающие достойное существование человеческой личности в современном мире в нашу эпоху. Это означает расширение понятия "права человека" по тематике, то есть включение в него социальных и экономических прав. Это предполагает и включение в него вопроса о реальности обеспечения прав человека, о гарантиях их реализации каждой человеческой личностью. В противном случае термин "права человека" рискует остаться пропагандистским тезисом или козырем в политической полемике.

Каков прок от провозглашения всеобщего права на свободный выезд из страны для человека, который только что выселен из собственного дома, поскольку не может оплатить квартплату? Какова ценность в провозглашении права на выбор любой профессии для безработного, которому не на что содержать семью? Какова убедительность рождественских сказок о том, что любой чистильщик сапог может стать президентом в стране, где право выдвинуть свою кандидатуру надо оплатить тысячами и миллионами долларов?

В ИНТЕРЕСАХ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА

Для нас права человека - это одновременно и провозглашенная, и гарантированная возможность обеспечить необходимые условия для полноценного развития человеческой личности во всех ее проявлениях: в труде, в семье, в отдыхе, в доступе к культуре. Это система социальных и юридических гарантий, защищающих человеческую личность от произвола, обеспечивающих уверенность в завтрашнем дне. Это система, позволяющая гармонично сочетать интересы личности и всего общества, не принося при этом в жертву личность, но и не снимая с каждой личности возложенную на нее ответственность члена общества. Это свобода реализовать себя, не подавляя и не эксплуатируя другого. Мы помним завет французских просветителей, предупреждавших о том, что "свобода одного кончается там, где начинается свобода другого".

Говоря конкретнее, права человека в нашем понимании - это:

- право на гарантированный труд;

- право на участие в руководстве процессом труда на предприятии, в контроле за использованием его результатов;

- право на гарантированную медицинскую помощь и социальное обеспечение;

- это доступ к культуре и отдыху, развивающим и поднимающим человеческую личность;

- это вся совокупность политических и гражданских прав, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека и международных пактах о правах;

- это право протестовать и бороться против любого произвола и подавления прав личности;

- это плюрализм позиций и мнений;

- это реальная, а не усеченная гласность, которая не ограничивается распространением сообщений о подробностях интимной жизни кандидата в президенты при замалчивании таких немаловажных сведений, как высадка американских войск на Гренаду или поставки оружия для "контрас" Никарагуа или в Иран.

Гласность для нас - это канал для распространения достоверной и полной информации о жизни общества. Это трибуна широкого и демократичного обсуждения всех вопросов, которые волнуют его членов. Это инструмент совместного поиска решений возникающих проблем. Это канал общественного контроля и гарантия от произвола в отношении личности.

Считаем, что свободный поток информации не должен рассматриваться, как инструмент взлома чужих границ, общественных порядков и сложившихся национальных традиций и моральных норм в условиях, когда другие способы вторжения (военного или экономического) не приносят желаемого результата.

Соответствует ли наше представление о правах человека нашей собственной реальности? Нет, далеко не во всем и не всегда. И наша деятельность по приведению окружающей нас реальности в соответствие с идейными, политическими и нравственными стандартами социализма будет продолжена. Мы не отказываемся от учета и даже заимствования иного опыта, включая все позитивное, что накоплено в других странах и в иных социальных системах. Однако при этом сохраняем за собой право руководствоваться собственными представлениями и идеалами.

ВОЗМОЖНО ЛИ ВЗАИМОПОНИМАНИЕ

Таким образом, в нашем и западном представлении о правах человека есть много сходного, но не меньше и расхождений. Возможно ли в таком случае сотрудничество или хотя бы взаимопонимание? Мы отвечаем утвердительно. Для этого есть объективные основы. Это:

- новая реальность современного взаимозависимого мира;

- глобальность его проблем и нависших над ним угроз;

- приоритет общечеловеческих интересов над национальным и классовым эгоизмом;

- возможность и необходимость выработки норм общечеловеческой этики, гуманизации и очеловечивания международных отношений.

Подтверждением нашей веры в это служит выдвинутое Советским Союзом предложение сделать вопрос о правах человека составной частью всеобъемлющей системы международной безопасности.

Мы реалисты и понимаем, что у каждой системы, точно так же, как у каждой личности, останутся свои приоритеты в заботе об обеспечении прав человека. Однако выравнивание существующей асимметрии в этой области возможно. Важное условие для этого - превратить дискуссию и саму область гуманитарного сотрудничества в улицу с двусторонним движением.

Мы включились в такое движение. Это подтверждают большие перемены, происходящие в нашей стране в ходе перестройки. Они затрагивают и те вопросы, которые, с точки зрения Запада, представляют собой приоритет в вопросе о правах человека: возможность выезда и въезда, гарантии политических свобод, открытость и плюрализм. Этих перемен может не видеть лишь тот, кто не хочет этого или кто считает их нежелательными. Такие люди есть и вовне, и внутри нашей страны.

Однако в ответ на принципиальные перемены в нашей позиции мы встречаем на Западе прежний застой: попытки рассматривать тему о правах человека лишь как пропагандистскую карту, а если получится - и как инструмент для подрыва социализма (это подтверждается и западной реакцией на советское предложение о проведении в Москве конференции по гуманитарным вопросам). Подобные попытки обречены, поскольку социализм - это и есть осуществленные права человека.

Сегодня уже не мы, а Запад проходит проверку на истинное понимание и на искренность в постановке вопроса о правах человека. Выдержит ли он эту проверку - покажет ближайшее время.

А. ГРАЧЕВ, кандидат исторических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно