71

ПО ПРОСЬБЕ ЧИТАТЕЛЕЙ. О референдумах в Польше

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35 05/09/1987

Недавно у нас принят Закон о всенародном обсуждении важных вопросов государственной жизни. А имеется ли подобный опыт в других социалистических странах?

О. Кудинов, Москва

* * *

Об опыте использования такой формы прямой демократии, как референдумы и общественные консультации, в Польской Народной Республике рассказывает польский журналист В. УЛИЦКИЙ (Интерпресс).

ОБЩЕСТВЕННЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ были известны в Польше и ранее. В 1976 г. в ходе внесения изменений и дополнений в Конституцию в ней было записано, что "граждане Польской Народной Республики участвуют в осуществлении общественного контроля, в консультациях и дискуссиях по узловым проблемам развития страны и вносят предложения". Тогда, однако, участие в консультациях ограничивалось активом политических и общественных организаций и руководящими кадрами. Только в 80-е годы они стали формой подлинного участия широких масс общественности в процессе принятия важных государственных решений, превратились в практическую форму осуществления прямой демократии в польском обществе.

В 1981 - 1986 гг. было проведено большое число общественных консультаций. Обсуждались самые разные вопросы, начиная с таких, как Государственный пятилетний план социально-экономического развития, проблемы повышения цен на основные товары, и кончая местными проблемами, касающимися принятия решений в области капитального строительства, разработки планов застройки городов, организации жизни населения (например, система регламентированной продажи некоторых дефицитных товаров). Большинство консультаций носило неограниченный характер. В них могли принять участие все граждане - на специально организованных с этой целью собраниях по месту жительства или на предприятиях, либо в форме писем и предложений, направляемых в адрес организаторов.

Надо отметить, что практика общественных консультаций не всегда проходила бесконфликтно. Многие относились к ним с недоверием. Возникали определенные проблемы, связанные с подведением итогов консультаций в тех случаях, когда в них принимало участие сравнительно небольшое число граждан (и их мнение не выражало настроений большинства общественности). Иногда в ходе обсуждения обнаруживались расхождения во взглядах и даже противоречивые мнения. Зачастую критиковалось отсутствие положения, которое бы обязало организаторов консультаций принимать окончательное решение в соответствии с волей граждан, выраженной в ходе консультаций.

Все эти проблемы и поставили на повестку дня вопрос о необходимости принятия закона об общественных консультациях. Разработка положений этого закона началась в 1983 г. и длилась более 3 лет, что было вызвано разногласиями, возникшими в связи с вопросом: должно ли мнение граждан неукоснительно учитываться государственными органами? В ходе дискуссии было предложено, что мнение граждан, выраженное в ходе общественных консультаций, может быть лишь принято к сведению. В качестве же обязательного для государственных органов будет решение, принятое обществом в ходе референдумов.

В марте 1987 г. законопроект об общественных консультациях и референдуме был внесен на рассмотрение Сейма. В нем предусматривается, что предметом общественных консультаций или референдума могут быть проблемы, имеющие основополагающее значение для развития страны, для интересов и условий жизни граждан.

В соответствии с законопроектом продолжительность консультации должна составлять не менее 30 дней. Орган, вынесший тот или иной вопрос на общественную консультацию, обязан рассмотреть мнения и предложения, представленные в ходе консультации, и довести их до сведения общественности вместе с информацией о том, как эти мнения и предложения были использованы.

Чрезвычайная комиссия, созданная Сеймом для рассмотрения проекта закона, постановила внести в Сейм предложение включить в Конституцию ПНР положение о том, что "трудящиеся осуществляют государственную власть через своих представителей, избранных в Сейм и народные советы, а также путем референдума". Таким образом, референдум получает конституционный ранг, становится, наряду с системой представительных органов, формой осуществления власти трудовым народом.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы