Примерное время чтения: 4 минуты
68

По результатам социологического исследования. Каким быть руководителю?

В ХОДЕ происходящих в стране больших перемен структура управления не может оставаться неизменной. В связи с расширением самостоятельности предприятий возрастает значение таких качеств руководителей, как профессиональная компетентность, умение видеть перспективу, взять ответственность на себя.

Каким все-таки должен быть современный руководитель? Свое мнение об этом высказали в ходе проведенного Центром повышения квалификации социологов всесоюзного опроса экспертов-руководителей директора промышленных предприятий, их заместители, начальники цехов и отделов (опрос был проведен на 103 крупнейших предприятиях страны, всего было опрошено 1725 экспертов).

91,3% опрошенных ответили, что сталкивались на своих предприятиях с трудностями в подборе управленческих кадров. Причины нежелания специалистов переходить на руководящую работу кроются, по мнению экспертов, в большой ответственности при отсутствии реальных прав - 60,5%, и недостаточно высокой оплате труда руководителей - 61,4%. Лишь 10,4% экспертов указали на такую причину, как осознание людьми отсутствия у себя способностей к руководящей работе. На другие причины указали 6,1%.

Среди качеств, которые должны быть присущи хорошему руководителю на современном этапе, эксперты называют прежде всего организаторские способности - 34,4%. хорошие профессиональные знания - 27,2%, умение работать с людьми - 15,8%, широту взглядов, умение видеть дальше других - 12,5% опрошенных.

В нашей стране опробуются сейчас два пути выдвижения специалистов на руководящую работу.

Первый, традиционный - это выдвижение специалистов, имеющих высшее профессиональное образование и проявивших в ходе своей деятельности организаторские способности.

Второй - целенаправленная подготовка управленческих кадров, начиная со студенческой скамьи. Это направление новое и пока трудно судить, принесет ли оно ожидаемые результаты.

Опрошенные нами эксперты считают, что руководитель на промышленном предприятии должен пройти все ступени служебной карьеры, чтобы быть компетентным и хорошо знать производство. В то же время это весьма длительный процесс, и 65,9% опрошенных руководителей отмечают, что, как правило, лишь на определенном этапе профессиональной карьеры человек начинает думать о руководящей работе. Пятая часть опрошенных экспертов - 20,1 % - сами вообще никогда не думали о карьере руководителя и лишь менее десятой части опрошенных (8,8%) ставили перед собой цель стать руководителем. При этом большинство ответивших на этот вопрос почувствовали у себя способности и желание заниматься руководящей работой лишь после назначения на должность.

ЕЩЕ ОДИН ВОПРОС, который был затронут в ходе опроса, - это расширение социально-демографической базы управления. Для привлечения молодежи к управлению делаются сейчас самые решительные шаги - идет активный процесс омоложения управленческого аппарата. Вопрос же о более широком участии женщин в управлении пока решается с трудом.

Несмотря на активное участие женщин в общественном производстве, преобладание их среди лиц, имеющих высшее образование, на высоких управленческих должностях можно встретить их еще не часто. По мнению 62,1% опрошенных экспертов, это связано прежде всего с занятостью женщин в семье и домашнем хозяйстве и 28,2% - с традиционным мнением об управлении как мужской сфере деятельности. Лишь 18,8% экспертов связывают этот факт с отсутствием у женщин качеств, необходимых руководителю, и 15,3% - с недостаточной активностью самих женщин.

В целом же особого желания работать под руководством женщин опрошенные эксперты (85,6% из них составляют мужчины) не изъявляют. Лишь 5,1% из них ответили, что они с удовольствием работали бы под женским руководством, 43,5% опрошенных все равно, кто будет руководителем, мужчина или женщина, и 38,6% экспертов не хотели бы работать под руководством женщины. При этом как мужчины, так и женщины не имеют четко аргументированного мнения по этому вопросу.

Очевидно, что работа по расширению социальной базы управления, более активному вовлечению в него групп, ранее мало участвовавших в управлении - это еще один резерв повышения эффективности управления в ходе перестройки.

Н. АНДРЕЕНКОВА, кандидат философских наук

ОТ РЕДАКЦИИ. Заметим, что приведенные данные отражают мнение только руководителей предприятий и не учитывают мнения коллективов. Каким они хотят видеть руководителя? Думаем, что подобный опрос мог бы внести существенные коррективы в результаты этого исследования.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно