Примерное время чтения: 5 минут
147

Лауреатом XV ММКФ стала кинокартина "Путешествие Нэтти Ганн" (США). Американское кино в Москве

ФИЛЬМЫ АМЕРИКАНСКИХ РЕЖИССЕРОВ на XV Московском международном кинофестивале были представлены довольно широко. Советский зритель познакомился с лентами М. Формана "Полет над гнездом кукушки", "Амадеус" и "Регтайм" (первые два приобрели для показа в нашей стране). Был показан фильм "Вся эта суета" Б. Фосса, также расцениваемый многими на Западе как ставший классикой кинематографии. В ретроспективном показе шли "Четыре друга" А. Пенна, "Поезд идет к славе" X. Эшби, "Такими мы были" С. Поллака.

К сожалению, крупные суммы, затребованные за награжденные "Оскарами" фильмы "Из Африки" С. Поллака, "Красные" У. Битти, "Взвод" О. Стоуна," сделали их показ в Москве невозможным.

"ТРИЛЛЕРЫ", МЕЛОДРАМЫ...

На фестивале было представлено два фильма Ф. Копполы. Действие одного из них - "Сад камней" - происходит в 1968 г. в сержантской школе. Главный герой - сержант (в его роли - известный актер Дж. Каан) мечтает "сделать" хотя бы одного солдата, способного выжить на войне. Но увы... Основной подопечный главного героя - молодой сержант - гибнет во Вьетнаме. Символ, проходящий через весь фильм, - кладбище ("сад камней ").

Несколько лет назад Коппола представлял в Москве свой фильм "Изгои". Фильм "Бойцовые рыбки", показанный на нынешнем фестивале, продолжает ту же тему. Его герои - тоже изгои. Парень по прозвищу "мистер Джеймс", неизменный участник городских драк: его брат, вернувшийся из тюрьмы; отец-пьяница ..

Бойцовые рыбки (красные и синие в черно-белом фильме) живут в большом аквариуме, разделенном стеклянными перегородками: иначе передерутся. Люди в фильме - те же бойцовые рыбки, разделенные социальными перегородками.

А вот еще один изгой - герой фильма Т. Билла "Пять углов" Хайнц. Здесь действие происходит в середине 60-х годов. Вернувшийся из тюрьмы Хайнц относится к окружающему миру с чудовищной жестокостью. Он избивает и похищает девушку, выбрасывает из окна мать, а затем находит свою смерть на крыше дома.

Фильм типа "Голубого бархата" Дж. Линча американцы называют "триллером", что в переводе означает "боевик". Таинственная атмосфера, натуралистические подробности держат зрителя в напряжении Герой фильма побеждает в одиночку целую банду гангстеров, спасая героиню - певицу из бара... Все это сопровождается жуткими деталями, однако воспринимается, пожалуй, не очень серьезно.

Мелодрама из негритянской жизни "Цвет пурпура" С. Спилберга сделана очень профессионально (в этом году лента завоевала "Оскара"). Сюжет вкратце такой: две сестры разлучены мужем одной из них, который в конце концов раскаивается в своем поступке. Несмотря на надуманность сюжета и отсутствие реальных проблем, фильм вызывает зрительские симпатии.

ДОВОЛЕН ЛИ ЗРИТЕЛЬ?

Итак, разные жанры, известные режиссеры, профессионала но сделанные фильмы. Но риск ну предположить, что многие зрители ожидали большего. Из фильмов, представленных на этом кинофестивале, неясно, что волнует американцев сегодня. Слишком много ретроспекций: 20-е и 30-е годы, начало и середина 60-х, периоды маккартизма и войны во Вьетнаме...

Показалось также, что во многих кинолентах отсутствует исследование проблемы, а показаны - пусть полно и реалистично - лишь результаты. Осталось также ощущение того, что каждый фильм - как бы фрагмент жизни американского общества, но все они, однако, не складываются в целостную картину.

.Во время фестиваля состоялось заседание Американо-советской киноинициативы - некоммерческой организации, призванной развивать сотрудничество мастеров кино обеих стран. Готовность к совместной работе выразили С. Крамер, А. Адамович, Н. Михалков, Э. Климов, Р. Быков. Режиссер Т. Билл предложил в кинозале своей студии ежемесячно показывать по одной советской киноленте.

В январе 1988 г. в нашей стране должен состояться фестиваль американских фильмов.

Г. ХОДОС

* * *

Зрелищность и "кассовость"

Американские киноленты, представленные на этом фестивале, в значительной степени отличала "кассовая", зрелищная направленность. Это, на наш взгляд, относится, в частности, к такому, безусловно, высокопрофессиональному, талантливо поставленному фильму, как "Регтайм" М. Формана. В первой половине ленты режиссер, составляя мозаику человеческих судеб, прослеживает судьбу иммигранта, ставшего режиссером немого кино.

Во второй же половине фильм - можно предположить, что именно в угоду "массовости", - превращается в подобие боевика. Это не может не обеднить картину.

Негативное влияние такой "вестернизации" испытали, пожалуй, и некоторые другие киноленты, в частности картина Михалкова-Кончаловского "Поезд беглецов", хотя в ней режиссер и высказывает важные общечеловеческие идеи.

Ю. ВЛАДИМИРОВА

* * *

Говорит X. УЭКСЛЕР, оператор, режиссер (США):

- Я работаю в кино уже тридцать лет. Как оператор снял "Гневное око", "Америка, Америка". "Полет над гнездом кукушки", "Возвращение домой". За операторскую работу в фильмах "Кто боится Вирджинии Вульф?" и "На пути к славе" награжден "Оскарами".

Главная трудность кинематографистов в США - это наличие "мафии": корпораций, которые контролируют выпуск фильмов. У них четкая направленность - делать деньги. Если бы деньги были не у прокатчиков, а у режиссеров, снимать фильмы было бы намного легче.

К сожалению, советское кино знаю плохо. Помню и люблю "Чапаева". Кинофестиваль дал возможность восполнить пробел, познакомиться с фильмами вашей страны.

Записал Е. ГАПОНОВ

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно