aif.ru counter
100

ТОЧКА ЗРЕНИЯ. Нужна разная музыка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31 08/08/1987

В редакцию "АиФ" продолжают поступать многочисленные письма по поводу рок-музыки. Цитируем одно из них: "Вызывает недоумение то, что если по радио и телевидению рок сегодня более или менее звучит (например, в передачах "90 минут", "До и после полуночи", "Музыкальная мозаика" и т. д.), то наша пресса об этом явлении практически замолчала. Об этом, кстати, не скрывая злорадства, рассказывала Би-би-си в передаче, посвященной выходу в Великобритании двух пластинок ленинградского музыканта С. Курехина. Советской рок-музыке, и опять-таки Курехииу в частности, был отдан целый номер американского журнала "Клавиатура". До каких же пор советская молодежь будет знакомиться не то что с иностранными, но даже с отечественными исполнителями из зарубежных источников? А ведь многие люди обращаются к нам, лекторам и пропагандистам, с этими вопросами! Просят рассказать, объяснить, а что мы можем сказать?

И еще: когда же вы опубликуете окончание статьи Н. Солдатенкова о рок-музыке? Может, вам запретили это делать?" (В. К" г. Коломна).

Нет, писать о роке редакции никто не запрещал, да и тему музыки мы, скажем так, не бросали (достаточно вспомнить материалы о пианисте С. Рихтере, интервью с композитором Р. Щедриным, статью социолога С. Катаева). Что же касается заключительной части публикаций Н. Солдатенкова о роке, то ответ на вопрос "что делать?", как мы увидели, не такой простой. И редакция "АиФ" стремится найти правильный ответ, так сказать, всем миром, привлекая к этому профессиональных музыкантов, социологов, психологов, просто любителей музыки.

Выполняя просьбу читателя из Коломны, мы публикуем беседу нашего корреспондента Н. Солдатенкова с руководителем группы "Поп-механика" С. КУРЕХИНЫМ.

- Сергей, с чего вы начали?

- Начинал я с рок-музыки. Еще в школе играл в школьной группе, в восьмом классе начал слушать джаз, причем джаз авангардистский. Параллельно с этим я учился в музыкальной школе, а затем в училище - там я получил классическое образование.

- В "Поп-механике" вы выступаете как музыкант или как режиссер?

- В группе я формирую общую композицию, помимо звукового ряда, выстраиваю и видеоряд, решаю - где, как должно что-нибудь происходить, зачем. То есть "Поп-механика" - это "не оркестр, а целое объединение, которое включает в себя огромное количество разных групп, начиная от фольклорных и кончая животными. Каждая композиция готовится индивидуально, все зависит от конкретной аудитории, от количества концертов. Я стараюсь не повторять ни одного выступления, хотя определенные блоки используются многократно, но несколько видоизмененные. Поэтому я не знаю, можно ли назвать это режиссурой.

- А каково ваше творческое кредо? Что вы хотите сказать своей музыкой? И еще: на одном из концертов группы по сцене бродил козел. Зачем он?

- У меня нет постоянного творческого кредо. Я просто стремлюсь придумать какую-то программу, чтобы она была, в первую очередь, зрелищная, чтобы она была музыкальная. И чтобы музыканты от игры получали удовольствие, чтобы им самим было интересно, что происходит на сцене. А когда музыкантам самим интересно, это должно передаваться в зрительный зал, публике и создавать определенный контакт. Поэтому для музыкантов я как можно чаще готовлю разные неожиданности на сцене, зачастую очень немногие из них догадываются, что будет через минуту. Это создает ощущение живости. Например, когда на солирующего саксофониста бросается козел, то, естественно, у музыканта возникает ощущение неожиданности, он начинает по-другому играть, и это передается залу. Вот, если можно, это и есть мое кредо. А каких-то традиционных установок типа: "я играю традиционный джаз" или "я - рокер", "хэви-метал - это моя жизнь" - у меня нет. Есть огромный мир музыкальной культуры, из которого можно черпать. Я люблю огромное количество музыки, я даже скорее слушатель, чем исполнитель. И во всем стараюсь видеть рациональное зерно либо то, что мне симпатично.

Еще я занимаюсь вычленением микроструктур - своеобразных штампов во всех видах музыки всех времен и всех народов, которые являются единицами музыкального смысла. Стараюсь таких фигур собрать как можно больше. Такие минимальные единицы музыкального смысла всегда присутствуют, всегда применяются в программах "Поп-механики". Нюансов бывает очень много, даже небольшое изменение ритма создает другое настроение.

- Для кого вы играете? И зачем? Просто удивить, поразить воображение отдельных людей? Не боитесь ли вы, что люди перестанут понимать и принимать ваш поиск?

- Ну почему? Если мы делаем свое дело с любовью, иногда, правда, со злостью (но это не от нас зависит), то почему бы это не воспринимать и не попытаться понять нас и то, что мы делаем? В идеале, мы работаем на всю публику вообще. Лично я не различаю людей, скажем, думающих и недумающих, здесь очень трудно провести разделяющую линию.

- Сегодняшнюю молодежь упрекают в чрезмерном поклонении рок-музыке...

- Напрасно, ведь многие уже ей не поклоняются, а просто продолжают слушать то, что слушали 10 - 15 лет назад. Если что-то начинает не нравиться, это перестают слушать, и явление в таком случае само по себе умрет. А если это имеет какой-то смысл, если есть аудитория, то музыка имеет право на существование. И чем обширней аудитория, то, значит, явление более истинное.

- По мнению многих, рок сегодня находится в кризисе...

- На моем веку рок-музыка три или четыре раза приходила к кризисному состоянию, выходила из него, и снова все повторялось. В целом сейчас, как мне кажется, действительно период наиболее кризисный для рока. Во всяком случае люди, которые сегодня его превозносят, просто недавно его для себя открыли, нашли что-то новое, живое. Я могу говорить лишь о своих личных впечатлениях, но практически все, что я слушаю в последнее время, не представляет никакого интереса. Может, у кого-то больше таланта, у кого-то меньше, у одного больше экспрессии, у другого - меньше: А в отношении абсолютно новых идей, явлений необычных, из ряда вон выходящих - этого в роке не было уже давно, года с 1977-го.

- Сказанное касалось западного рока?

- И советского тоже. Я не разделяю рок на западный и отечественный. Единственно, что советский рок - это, как правило, бардовская песня, исполненная на электрогитарах. А рок- музыка - это, прежде всего, музыка. А у нас об этом забывают. 90% московских рок-групп ориентированы на тексты, да практически каждый лидер группы как московской, так и ленинградской может выступать один, аккомпанируя себе на гитаре, чего не скажешь об огромном количестве западных музыкантов. Могу себе представить группу "Калт", которая бы исполняла свои песни под акустическую гитару!

- Таким образом, вы с осуждением относитесь к современным течениям, группам и их поклонникам?

- Нет. Мне 33 года, и я не могу порицать более молодых за то, что они слушают эту музыку. Ведь слушание - это тоже творческий процесс, и при этом каждый раз любители открывают для себя что-то новое или вспоминают давно забытое. В том же "металле" знаток слышит множество нюансов, неуловимых для человека непосвященного, или возьмем авангардистский джаз: вроде - ни гармонии, ни ритма, какофония звуков, а специалист моментально отличает его аранжировку, знает, как строится ритм, у него есть свои фавориты, свои любимые направления. Надо просто любить это дело, отдавать ему силы и находить в этом удовольствие.

- А каким должен, по-вашему, быть исполнитель?

- Таким, что вы ставите пластинку - и у вас глаза на лоб лезут, или вы просто начинаете ничего не понимать, что происходит. Ощущение должно быть чрезвычайно живое и непосредственное, причем сразу же, без осмысления - тогда это имеет какой-то смысл.

- В программах "Поп-механики можно встретить фольклорные формы. Что такое фольклор сегодня? Почему его используете, ведь вроде бы вы так от него далеки?

- Фольклор на сегодняшнем уровне - это один из элементов массовой культуры. Корни же его настолько глубоки, что нужно проникнуться ощущением фольклора и продолжать делать то, что ты всегда делал. И тогда это примет какой-то ярко выраженный национальный характер. А не использовать поверхностно какой-то пласт, скажем, такие понятия, как "балалайка", "матрешка", "хохлома", "палех", "ансамбль "Березка", ставшие элементами массовой поп- культуры.

- Многие так увлеклись англоязычной музыкой, что по-русски понимать, говорить и петь перестали, - что это, как не отрыв от национальных корней, не дань моде?

- Но для начала надо определить, что такое корни. Возьмем все тот же "металл" - и в нем можно найти отголоски былин, героического эпоса, боевых песен. Я считаю, что корни - это чувство болезненного ощущения традиций. У кого все хорошо, все отлично - тот не может осознавать своих корней, У того, кто ищет что-то новое, свое и почти всегда встречает противодействие, возникает чувство серьезности и убежденности в своем деле. Человек начинает задумываться о том, что он делает, и тогда возникает истинное действие, творчество.

ОТ РЕДАКЦИИ. Вот такое получилось интервью. Многое в нем кажется непривычным, что-то и спорным. Хочется, чтобы читатели откликнулись на эту беседу и поделились своими мыслями.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы