Примерное время чтения: 10 минут
139

РАЗГОВОР О ПЕРЕСТРОЙКЕ. Демократизация и кадровая политика (26.06.1987)

В редакцию поступает большое количество писем, авторы которых просят раскрыть существо важнейших положений современной кадровой политики КПСС, охарактеризовать намеченные XXVII съездом, январским (1987 г.) Пленумом ЦК основные направления совершенствования работы с кадрами в условиях перестройки, углубляющейся демократизации общественной жизни.

Ответы на ряд поставленных в письмах вопросов даются в предлагаемой статье заместителя заведующего Отделом организационно-партийной работы ЦК КПСС Г. К. КРЮЧКОВА.

НАДЕЖНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА

ПРЕЖДЕ ВСЕГО - о месте и роли кадровой политики в деятельности КПСС.

Известно, что программные цели партии, выдвигаемые ею стратегические и тактические задачи реализуются через людей - компетентных, высоконравственных, способных, говоря ленинскими словами, "вести при всех условиях, при всяких обстоятельствах, при всевозможных положениях свою партийную линию" (Поли. собр. соч., т. 17, с. 364). Обеспечивать подбор и выдвижение таких людей, их рациональную расстановку на ключевых постах - в этом и состоит назначение кадровой политики, являющейся, как показывает исторический опыт, надежным инструментом политического руководства.

К числу выдающихся достижений КПСС и Советского государства почти за 70 лет после победы Октября, несомненно, относится создание мощного кадрового потенциала, который непрерывно расширяется в результате достижения одного из самых высоких в мире уровней образованности масс, роста социальной активности рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Сейчас в народном хозяйстве страны занято 35 млн. специалистов, в том числе 15 млн. - с высшим образованием. Более 11 млн. специалистов являются членами или кандидатами в члены КПСС. "Кадры, преданные делу партии, идущие в авангарде борьбы за проведение в жизнь ее политической линии, - отмечал М. С. Горбачев в Политическом докладе Центрального Комитета КПСС XXVII съезду партии, - самое главное, самое драгоценное наше достояние" ("Материалы XXVII съезда Коммунистической партии Советского Союза", с. 84).

К кадровой политике, как и ко всей деятельности партии, обязательно основополагающее требование - видеть жизнь такой, какая она есть, без всяких прикрас, без тени - воспользуемся опять-таки ленинским определением - фальшивой идеализации, объективно оценивать достижения и недостатки, сложности и трудности, сосредоточивать внимание в первую голову на слабых, узких местах, на задачах, требующих неотложного решения.

ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Такой подход - а он единственно правильный - требует в полной мере учитывать то обстоятельство, что при всех бесспорных достижениях качество нашего кадрового потенциала далеко не всегда отвечает современным требованиям. В самом деле. Располагая самым крупным в мире инженерным корпусом, четвертой частью всех научных работников, прочно удерживая ведущие позиции на многих направлениях научно-технического прогресса, мы сплошь и рядом сталкиваемся с проявлениями технической отсталости, низким качеством продукции (в связи с чем пришлось пойти на чрезвычайную меру - введение государственной приемки), у части кадров возобладала психология подражательства, посредственности, пресловутой "объективщины", ориентация на так называемый "средний уровень". То же самое можно сказать о нашем здравоохранении, которое заметно отстало, хотя мы имеем, пожалуй, самую большую в мире армию врачей. Не является секретом и то, что уровень экономической, управленческой, правовой грамотности наших хозяйственных кадров нельзя признать удовлетворительным. К этому следует добавить, что большое количество дипломированных специалистов (около трех миллионов) работает на должностях или рабочих местах, где не требуется ни среднее специальное, ни тем более высшее образование. В то же время немало должностей, где должны работать специалисты, занимают практики.

Все это пришло в резкое противоречие с требованиями жизни, задачами ускорения социально-экономического развития страны, необходимостью быстрейшего перехода от командных, административных к экономическим методам управления, внедрения противозатратного механизма. В порядок дня встала задача - осуществить коренную перестройку высшего и среднего специального образования, системы переподготовки и повышения квалификации кадров. На этот счет, как известно, уже приняты или будут приняты в ближайшее время важные решения, последовательное осуществление которых является составной частью кадровой политики, рассчитанной на перспективу.

ИЗВЛЕКАЯ УРОКИ ИЗ ПРОШЛОГО

В работе с кадрами нельзя не учитывать и того, что длительное время их формирование и деятельность протекали далеко не в лучших условиях. Были нарушены ленинские принципы, и за это приходится платить дорогой ценой. Январский (1987 г.) Пленум ЦК КПСС откровенно сказал о допущенных ошибках и искривлениях в кадровой работе, которые привели к негативным явлениям в общественной жизни. Извлекая уроки из прошлого опыта. Центральный Комитет пересмотрел ряд устоявшихся положений в кадровой политике и практике.

О чем конкретно идет речь?

Прежде всего, была серьезно деформирована правильная в своей основе формула, которая повторялась с самых высоких трибун, - "сочетать доверие и уважение к кадрам с принципиальной требовательностью к ним". На практике доверие зачастую подменялось безоглядной доверчивостью, а в сущности говоря, бесконтрольностью, словами же о бережном отношении к кадрам нередко прикрывались благодушие и всепрощенчество.

Именно потому, что целые регионы и отрасли, крупные партийные организации, многие руководящие работники были, по существу, выведены из-под контроля и критики, стали возможными вопиющие факты злоупотреблений, о которых говорилось на XXVII съезде КПСС. В этой обстановке получили широкое распространение такие позорные явления, как приписки, очковтирательство, обман государства, приукрашивание положения дел, случаи зажима критики, не получали поддержку люди инициативные, неординарные, "неудобные" своей непримиримостью к косности и застою.

К перерождению кадров приводила также правильная в своей основе, но доведенная до крайности линия на обеспечение стабильности кадров. Сплошь и рядом она оборачивалась неподвижностью, застоем кадрового состава, замедлением притока на руководящую работу способной молодежи.

На Пленуме было сказано, что нарушение естественного процесса, несвоевременное решение назревших кадровых вопросов привело на каком-то этапе к снижению работоспособности Политбюро и Секретариата, Центрального Комитета в целом, его аппарата, а также правительства. Некоторые работники стали чувствовать себя "незаменимыми", "непогрешимыми", полагая, будто руководящие посты закреплены за ними навечно.

И когда на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК партия взяла курс на перестройку, на революционное обновление общества, то Центральному Комитету пришлось прибегнуть к серьезным мерам по укреплению кадрового корпуса. За 1985 - 1986 гг. сменилось почти 40% первых и около половины всех секретарей ЦК компартий союзных республик, крайкомов, обкомов, Примерно треть председателей облкрайисполкомов, председателей Советов Министров союзных и автономных республик, свыше половины всех союзных министров и председателей госкомитетов. Почти наполовину обновился состав секретарей райкомов и горкомов партии. Большинство из них выдвинуты на более высокую работу, многие ушли на пенсию, а те, кто не справлялся с порученным делом или скомпрометировал себя, были сняты с занимаемых постов.

И первый урок из прошлого опыта состоит, как сказано в документах январского Пленума, в необходимости своевременно решать, начиная с Центрального Комитета партии, назревшие кадровые вопросы, прежде всего с точки зрения обеспечения преемственности руководства. И высшие эшелоны партийного и государственного руководства, и все руководящие звенья на местах должны быть всегда открыты для притока свежих сил из различных сфер деятельности.

Еще один урок обусловлен тем, что застойность в составе кадров, доведенная до абсурда их стабильность парадоксальным образом уживалась, прежде всего в основном звене нашего общественного организма - на уровне предприятий, строек, совхозов и колхозов, с не менее тревожной тенденцией - большой, неоправданно частой сменяемостью работников, настоящей кадровой чехардой, которая была порождена администрированием в работе с людьми, показной требовательностью, а нередко - и нетерпимостью иных руководителей к самостоятельным действиям и мышлению работников, к малейшему проявлению "инакомыслия".

Пленум ЦК потребовал так организовать дело, чтобы замена кадров была естественной, продуманной, чтобы на каждом участке обеспечивалось разумное сочетание опытных и молодых кадров, чтобы люди работали раскованно и уверенно.

МЕСТНИЧЕСТВО - НЕДОПУСТИМО

Серьезный ущерб нанесла абсолютизация выдвинутой на XXIV съезде партии установки на выдвижение к руководству, как правило, местных работников. Установка, в принципе, понятная и не лишенная резона. Сейчас, когда в каждом регионе, в каждой партийной организации созданы широкие кадровые возможности, чтобы подбирать работников, которые знают обстановку, кадры, условия работы в том или ином регионе, естественно, что большинство руководителей выдвигается на месте.

Плохо другое: когда не учитываются процессы углубляющейся интернационализации нашей общественной жизни, ослабляется, недооценивается воспитание кадров в духе высокой партийности, интернационализма, когда воздвигаются искусственные преграды на пути естественного обмена кадрами между республиками, регионами, отраслями, между центральными и местными органами. А такой обмен, который широко практиковался при В. И. Ленине, в последующие годы, является, как показывает опыт, хорошей школой формирования крупных руководителей, людей с широким кругозором, знанием особенностей работы в различных районах страны, с глубокими интернационалистскими убеждениями.

Практика последних лет показала: когда кадры черпаются из одного источника, выдвигаются по земляческим, протекционистским соображениям, по признакам личной преданности, симпатий и антипатий, когда они воспитываются в затхлой обстановке, где отсутствуют критика и самокритика, это непременно культивирует местническую, ведомственную и национальную ограниченность, чванство, иждивенчество, а то и кое-что похуже. В самой неприглядной форме это проявилось в известных событиях в Алма-Ате в декабре 1986 г.

ПАРТИЙНЫЙ РАБОТНИК - ПОЛИТИЧЕСКИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

В последние годы интенсивно выдвигались на партийную работу специалисты промышленности и сельского хозяйства. Это было продиктовано заботой об обеспечении конкретности руководства, стремлением поручать его людям, хорошо знающим производство, специфику соответствующих регионов.

Но при проведении этой линии многие партийные комитеты проявляли односторонний, технократический подход. В чем это проявлялось? Не только в том, что заметно сократился приток на партийную работу учителей, юристов, некоторых других категорий специалистов гуманитарного профиля. Главное - не всегда учитывалось наличие у рекомендуемых на партийную работу инженеров, агрономов, зоотехников необходимых организаторских и идейно-нравственных качеств, была в значительной степени ослаблена забота об их политической подготовке, идейно-теоретической закалке, забота о формировании партийных работников как политических лидеров, политических руководителей. По форме делалось многое, но по сути - явно недостаточно.

Как раз это обстоятельство - отсутствие у части кадров необходимой политической закалки - питало и укореняло такие пороки, как увлечение директивно- распорядительными методами, подмена партийными комитетами советских и хозяйственных органов.

Надо сказать, именно недостаточной политической подготовкой прежде всего объясняется то, что многие руководители на самых разных уровнях не смогли осознать, осмыслить всю опасность недооценки ускоренного развития социальной сферы (последствия которой и сейчас преодолеваются с большим трудом), ослабления дисциплины в обществе, распространения бюрократических тенденций, нарастания стяжательской стихии.

Огромный вред нанесли недооценка нравственной стороны в работе с кадрами, разрыв между словом и делом, расхождение между провозглашавшимися правильными лозунгами и реальной практикой, слабость демократических начал, принижение роли выборных органов, нарушения коллегиальности, отсутствие широкой гласности. Сказались и серьезные упущения в деятельности органов контроля - как в партии, так и в сфере государственных и общественных организаций.

Из всего этого январский Пленум ЦК сделал важные выводы: во-первых, подчеркнута необходимость усиления идейно-политической закалки кадров, во-вторых, поставлена задача серьезно усовершенствовать всю систему контроля. Уже приняты важные решения о совершенствовании партийно-политического образования партийных и советских кадров, разработаны Основные направления перестройки политической и экономической учебы трудящихся, проект которых широко обсуждался в партии, на страницах печати.

Продолжение следует.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно