Примерное время чтения: 9 минут
61

В ближайшие пять лет ЦСУ СССР выпустит дополнительно 10 отраслевых статистических сборников. Перестраивается ли наша статистика?

Сейчас, в период перестройки, повышения гласности, в обществе значительно возрос интерес к статистической информации. И это закономерно. Людям хочется глубже знать о положении дел в стране, о ее месте в мире по сравнению с другими странами.

На вопросы нашего корреспондента Н. Желноровой отвечает первый заместитель начальника ЦСУ СССР Н. Г. БЕЛОВ.

КОРР. Николай Григорьевич, на каких принципах основана наша статистика?

БЕЛОВ. ЦСУ СССР организует сбор и обработку статистических данных от всех подразделений народного хозяйства. И делает это по единой методологии на основе системного учета и единства статистических и плановых показателей. Все это в комплексе должно обеспечивать полноту картины социально-экономического развития страны, создать возможность более эффективно осуществлять политику партии и государства.

КОРР. ЦСУ собирает данные с мест, но их достоверность как-нибудь контролируется? Ведь известно множество случаев, когда ради благополучия с выполнением плана руководители совершают приписки.

БЕЛОВ. Безусловно, мы тщательно контролируем поступающие к нам статистические данные. Проверяем показатели отчетности, выезжая на места. Сверяем их с первичными учетными документами.

В ходе проверок довольно часто выявляются факты искажения отчетности. Они бывают вызваны запущенностью учета, недостаточной компетентностью или халатностью работников. Но, кроме того, вскрываются и случаи преднамеренного, умышленного искажения отчетности. Речь идет о приписках, совершаемых руководителями, должностными лицами, как вы правильно сказали, для создания видимости благополучия с выполнением плана. А это нередко ведет к получению нетрудовых доходов в виде зарплаты и премий за невыполненный объем работы, к хищению сырья и материалов, списанных якобы на производство продукции.

КОРР. Скажите, а бывают ли случаи нажима на ЦСУ с целью приукрашивания действительности со стороны партийных и государственных органов управления?

БЕЛОВ. Конечно, никакого прямого нажима на ЦСУ СССР нет. Но информация, поступающая с мест, свидетельствует, что на путь очковтирательства, приписок вступали и некоторые работники партийных, государственных органов, понуждавшие отдельных хозяйственных руководителей совершать приписки для показа мнимых успехов. Эти работники понесли заслуженное наказание.

КОРР. Можно ли из сказанного сделать вывод, что масштаб приписок уменьшился?

БЕЛОВ. Приписки и очковтирательство - очень живучие негативные явления прошлого. Но надо прямо сказать, что принятое в октябре 1986 года постановление ЦК КПСС "О неудовлетворительном выполнении решений ЦК КПСС по искоренению очковтирательства и приписок ЦК Компартии Молдавии, Кировоградским обкомом Компартии Украины, Минавтопромом СССР" способствовало повсеместному усилению борьбы с приписками и очковтирательством. Некоторые результаты работы уже начинают сказываться. В ряде союзных республик и регионов приписки сократились.

Вместе с тем проверки показали, что искажения государственной отчетности, приписки и обман все еще имеют распространение и коренного улучшения в этом деле пока не произошло.

КОРР. В период перестройки работы ЦСУ СССР, видимо, анализируются причины, позволяющие допускать искажения отчетности. Что вы намечаете сделать для их полной ликвидации?

БЕЛОВ. Одним из важнейших элементов перестройки является осознание имеющихся в работе недостатков. Основные из них связаны с необходимостью значительного улучшения координации и взаимодействия ЦСУ с другими контролирующими органами. Недостаточно критически мы оцениваем меры министерств и ведомств по устранению недостатков в постановке учета и отчетности на предприятиях и в организациях. Слабовато противостоим проявлению местничества, ведомственности, в результате чего не все виновные в приписках несут дисциплинарное или уголовное наказание.

Рассматривая приписки как опасное социальное зло, как тормоз в перестройке работы, ЦК КПСС обязал оценивать факты приписок не только как должностные преступления, но и как тяжелые проступки перед партией, считать недопустимым пребывание в рядах КПСС очковтирателей и обманщиков.

Сейчас мы намечаем повысить качество проверок, особенно осуществляемых районными органами, осознаем необходимость расширить круг специалистов, принимающих участие в проверках достоверности отчетных данных, воспитывать этих людей в духе непримиримости к очковтирательству, вранью.

КОРР. Буржуазные "радиоголоса" упрекают советскую статистику в том, что она ненадежна, что ей нельзя доверять.

БЕЛОВ. Это в корне неверно. Мне не раз приходилось участвовать в работе международных статистических служб, где представителями многих капиталистических стран отмечались преимущества нашей социалистической статистики. В нашей стране по просьбе организаций ООН неоднократно проводились международные семинары по вопросам статистики. В частности, в 1981 году на семинар в Москву собрались руководители статистических служб европейских стран, США и Канады. Это стало возможным благодаря тому, что организация статистики в СССР вызывает большой интерес у представителей капиталистических стран. Согласитесь, что собираться на международный форум, чтобы изучать "лживую статистику", вряд ли представляло бы интерес для специалистов.

КОРР. Николай Григорьевич, с одной стороны - признание значительных приписок, с другой - утверждение высокой надежности статистики. Где же логика?

БЕЛОВ. Конечно, каждая конкретная приписка наносит огромный ущерб предприятию, району, области. И мы ведем с этим непримиримую борьбу. Обнаруженные приписки исключаются из отчетности. Крупные ли приписки были в Узбекистане? Да, безусловно: 4,5 млн. тонн хлопка-сырца приписали к фактическому республиканские хозяйственники в 1978 - 1983 гг. Это, безусловно, позорное явление. Но если смотреть на показатели, характеризующие темпы прироста национального дохода, продукции сельского хозяйства, и ряд других, то исключение приписок на них повлияло крайне мало. Эти приписки не меняют тенденций, пропорций нашего развития.

КОРР. Но, видимо, следует признать, что в советской статистике был период, когда, перефразируя поэта, нас возвышающий обман нам был дороже горьких истин. Кончился ли этот период?

БЕЛОВ. Отмечу сразу: случалось, что картина действительности отражалась неполно, односторонне. Не буду скрывать, что о положительных результатах приятнее давать соответствующие публикации. И мы в прошлом не раз делали основной акцент именно на них. Но урок правды, который дал XXVII съезд партии, январские (1987 г.) Пленум ЦК КПСС, заставил нас во многом переосмыслить свою работу. Сейчас наши материалы не скрывают имеющихся трудностей. Еще раз хочу в этом отношении обратить внимание на публикации текущего года.

Но, скажу откровенно, работа органов государственной статистики по экономическому анализу не может нас ни в коей мере удовлетворить. Нужна кардинальная пере стройка, нужны новые, я бы сказал, творческие подходы, необходим несравненно более высокой уровень экономического мышления специалистов. В связи с этим планируете? широкая система мер по переподготовке кадров для овладения самыми передовыми методами анализа.

КОРР. Чем наша методика сбора и анализа статистических данных отличается от принятой в капиталистических странах?

БЕЛОВ. В капиталистических странах нет системы сплошного учета; сбор и обработка статистической информации не централизованы, а распределены по отдельным ведомствам. В США, например, статистика отдельных отраслей ведется министерствами энергетики, труда, торговли, сельского хозяйства и другими. А сбор статистической информации там проводится путем рассылки вопросников или анкет отдельным предприятиям и компаниям, путем использования документов по налогообложению предприятий, выборочных обследований отобранных групп предприятий.

Следует сказать, что выборочный метод сборов статистической информации является основным в капиталистических странах. Рассчитанные на основании его данные распространяются затем на всю совокупность явлений, из которой сделана выборка. Кстати, таким же недостатком страдают статистические аргументы и ряда наших публицистов.

Кроме того, имеются различия в методике анализа, обусловленные политэкономией социализма и капитализма.

КОРР. Достаточно ли высок авторитет советской статистики в мире?

БЕЛОВ. В настоящее время ООН официально признала нашу систему баланса народного хозяйства равноправной наряду с системой национальных счетов, применяемой в капиталистических странах. Прежде те была единственной системой, рекомендовавшейся для внедрения в развивающихся странах. В настоящее время страны могут делать выбор одной из этих двух систем.

Вместе с тем для международных экономических сопоставление по методологии советской статистики сейчас ведутся расчеты обобщающих показателей экономики капиталистических стран.

КОРР. Есть ли в методологии капиталистической статистики что-нибудь полезное и для нас? Или мы все отвергаем?

БЕЛОВ. Нет, не все отвергаем. Для международных сравнений можно было бы использовать некоторые обобщающие показатели буржуазной статистики применительно к нашей стране.

Мы внимательно изучаем опыт статистики развитых капиталистических стран. Представляют интерес методы организации и обработки данных общественного мнения, применение современной вычислительной техники и кое-что другое.

КОРР. Имеется ли звено, связывающее ЦСУ не только с данными с жизни населения, но и с самой жизнью?

БЕЛОВ. В целях получения разносторонней информации о различных аспектах уровня жизни семей разных социальных групп, разной материальной обеспеченности (по уровню душевого дохода) разрабатываются и анализируются бюджеты 62 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников. Они ежемесячно ведут записи своих доходов и расходов. Самостоятельно обследуются семьи пенсионеров, в составе которых нет трудоспособных членов. Проводятся и дополнительные опросы населения по многим социальным вопросам.

Один раз в 5 лет на базе научно обоснованной выборки по специальной программе обследуются 310 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников.

КОРР. Но тем не менее еще много информации остается закрытой для широких слоев населения. Есть данные, доступные только ограниченному кругу людей...

БЕЛОВ. Замечание в целом справедливое. Политика "закрытости" информации осуждена и партией. Разумеется, кроме данных, связанных с обороноспособностью страны и некоторыми другими стратегически важными отраслями, которые, кстати, "закрыты" во всех странах.

Сейчас большое количество данных, архивных материалов ЦСУ СССР становятся доступными. Это делается для того, чтобы исследователи имели возможность более глубоко и всесторонне пользоваться ими при изучении социально-экономических процессов. Мы уверены, что это даст отдачу в виде новых важных научных исследований о развитии нашей страны.

***

Значительно расширяется публикация данных по социальным вопросам в сборниках "СССР в цифрах", "Народное хозяйство СССР".

***

ЦСУ СССР приступило к регулярному изданию кратких пресс-выпусков для средств массовой информации с целью широкого и оперативного ознакомления общественности с конкретными статистическими данными.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно