Примерное время чтения: 6 минут
137

Коммерческая реклама занимает от 8 до 16 минут каждого часа телевещания в США. Уйдет ли трехногая овца с экрана?

В ПОСЛЕДНИЕ несколько лет на телевизионном рынке США произошли серьезные перемены. Они связаны в первую очередь со значительным сокращением влияния трех крупнейших коммерческих телеимперий, или, как их называют, "большой тройки" - Си-би-эс, Эй-би-си и Эн-би-си.

Если в 1980 г. доля американских телезрителей, смотревших в основное время программы этих компаний, составляла 90%, то в 1986 г. она снизилась до 76%.

Это падение популярности особенно коснулось информационных программ: 6 - 7 лет назад из передач "большой тройки" последние новости узнавали 76% зрителей, сейчас их число сократилось до 63%. Специалисты предсказывают дальнейшее сокращение их аудитории такими же быстрыми темпами.

Причины этого глобального явления неоднозначны и объясняются целым рядом как объективных, так и субъективных факторов.

Нельзя сбрасывать со счетов конкуренцию со стороны бурно развивающегося видеобизнеса. Торговля и широко разветвленная сеть проката предлагают сегодня неограниченный выбор видеокассет развлекательного и познавательного характера.

Значительно изменилась роль местных телевизионных станций. Появление компактной съемочной и передающей аппаратуры, широкое внедрение спутниковой связи создают предпосылки для резкого расширения их технических и профессиональных возможностей. Из придатков ведущих телекомпаний они превращаются в солидные самостоятельные организации. Сегодня многие местные телестанции предлагают практически тот же набор новостей, что и компании "большой тройки", включая прямые репортажи из важнейших центров страны, а также из-за рубежа. Один из экспертов в области телевидения говорит: "Теперь местная новость - это не то, что происходит на другой стороне улицы. Местная новость - это то, что затрагивает вашу аудиторию, где бы это ни происходило".

На первое место, однако, можно поставить такую причину, как быстрое развитие кабельного телевидения.

В настоящее время к кабельным сетям подключились уже свыше 48% домов и квартир в США.

Каждая компания кабельного телевидения сориентирована, как правило, на определенную категорию зрителей - любителей кино, музыки, театра и т. д., что обеспечивает им стабильную аудиторию. Неудивительно, что все большее число американцев предпочитает круглосуточно получать за сравнительно небольшую плату не прерываемое назойливой рекламой зрелище при заметно более высоком качественном уровне изображения.

СИ-ЭН-ЭН: БОЛЬШЕ ОПЕРАТИВНОСТИ И ОБЪЕКТИВНОСТИ

Наиболее заметное явление в этой области - деятельность Теда Тэрнера, владельца кабельной компании Ти-би-эс, который в 1980 г. создал кабельную систему "Кейбл ньюс нетуорк" (Си-эн-эн)*. Сейчас ее круглосуточные передачи принимают 44% всех частных домов и квартир в Америке, в которых имеются телевизоры. Придерживаясь принципа разумного расходования средств, эта телекомпания при бюджете, втрое меньшем, чем бюджеты служб новостей в каждом из трех телегигантов, содержит аппарат сотрудников, вдвое превышающий штаты сотрудников информационных служб "большой тройки".

За счет чего добивается таких достижений Тед Тэрнер? Безусловно, основное слагаемое его успеха - предельная оперативность информации. Пока коммерческие телекомпании дожидаются отведенного программой времени для выпуска новостей, корреспонденты Си-эн-эн уже передают прямые репортажи с мест наиболее важных событий, а ведущие активно комментируют их. Расчет Тэрнера на то, что от информированности о самых последних событиях в американском обществе, а особенно в мире коммерции и политики, нередко зависит личный успех, оказался верным.

Еще одна важнейшая особенность компании Теда Тэрнера, привлекающая американских телезрителей, - это более объективное по сравнению с тенденционной информацией трех основных телегигантов содержание программ Си-эн-эн. В сообщениях ее корреспондентов и комментариях обозревателей просматривается стремление к более высокому уровню правдивости по существу и в деталях. Они относительно свободны от подобострастного повторения изрекаемых в Вашингтоне политических лозунгов, воинствующего антикоммунизма и зачастую нескрываемого антисоветизма.

А ведь именно утрата объективности сыграла в последние годы серьезную роль в падении авторитета "большой тройки". Сами деятели американского телебизнеса косвенно признают, что ухудшение качества информационных программ в определенной степени связано и с переходом крупнейших телекомпаний США на роль открытых глашатаев официальной политики Вашингтона за годы правления администрации Рейгана. Один из экспертов говорит: "Стремясь отвести обвинение в излишней либеральности и отсутствии патриотизма, телекомпании подают теперь любые сообщения об СССР и США в духе конфронтации - "мы против них".

"БОЛЬШАЯ ТРОЙКА": ВОЗБУЖДАТЬ, ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ ПРОСВЕЩАТЬ

В информационных программах Си-эн-эн меньше дешевой сенсационности и крикливости. А ведь упор на сенсационность - еще одна из важнейших причин неурядиц у трех "китов" американского телебизнеса. Торгашеский взгляд на телепродукцию в последние годы стал проявляться особенно откровенно. Резко обострившаяся конкуренция, шаткое финансовое положение заставили ведущую тройку выработать "новый подход", который, однако, вместо того чтобы облегчить их положение, оказал самое разрушительное воздействие и качество телепрограмм и бумерангом ударил по крупнейшим телеимпериям США.

В чем заключается этот "новый подход"? Ведущие компании пошли не по пути углубления работы над информационными программами, усиления аналитического элемента, а, наоборот, по пути их упрощения, сенсационности, потакая обывательским вкусам и примитивным запросам "среднего" зрителя.

Известный политический обозреватель Билл Мойерс так оценил сложившуюся ситуацию: "Телевизионные новости всегда представляли собой сплав журналистики и шоу-бизнеса. Однако в последние два с половиной года грань между новостями и развлечениями постепенно стиралась. Центр тяжести переместился в сторону бизнеса развлечений. Вместо того чтобы собирать, взвешивать, классифицировать новости, объяснять события и проблемы, мы начали стремиться в первую очередь доставить удовольствие аудитории. Очень скоро сообщения о налоговой политике вынуждены были конкурировать с сообщениями о трехногой овце - и трехногая овца одержала верх... Были моменты, когда мне казалось, что английская королевская семья подписала контракт на работу в качестве корреспондентов - настолько часто появлялась она на экране... Чтобы завоевать телезрителей, мы действуем тем же способом, каким Рональд Рейган завоевал голоса избирателей - давая им возможность почувствовать себя хорошо".

Фактически исчезли в программах "большой тройки" документально - публицистические фильмы, налицо погоня за сенсационностью в вечерних программах новостей, пренебрежение многими важными, но лишенными элемента развлекательности темами в информационных программах. В вечерних выпусках новостей делается все меньше упора на острые комментарии, а большинство принципиальных решений в телекомпаниях принимается с расчетом на то, чтобы доставить удовольствие зрителям, т. е. возбуждать, вместо того чтобы просвещать.

Бывший руководитель информационной службы Си-би-эс Фред Френдли говорит: "Люди, руководящие в настоящее время телекомпаниями, относятся к новостям не как к общественной услуге, а как к обычному товару... Мы являемся свидетелями кончины коммерческих телекомпаний в том виде, как мы знаем их... Они могут просто- напросто исчезнуть в ближайшие 15 - 20 лет".

Возможно, этого и не случится, однако в любом случае можно считать, что информационное телевидение в США вступает в полосу далеко идущих перемен.

* Т. Тэрнер был одним из организаторов Игр доброй воли, проходивших в Москве в июле 1986 г. См. "АиФ", 1986, N 28, 30.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно