Примерное время чтения: 5 минут
456

45% телевизоров на Кубе - отечественного производства. Кубинец идет за покупками

О том, как на Кубе удовлетворяется потребительский спрос, о том, что может купить сегодня кубинец, направляясь в магазин, рассказывает на своих страницах журнал "Куба".

ОДИН ИНОСТРАНЕЦ, неоднократно бывавший на Кубе, сделал любопытное суждение о ее социальной системе. Он сказал: "В сущности, у кубинцев много преимуществ, одно другого завидней. Всему населению острова обеспечено в соответствии с конституцией право на труд. Образование бесплатно на всех уровнях, так же как и медицинское обслуживание, которое жителям многих стран влетает в копеечку. Система социального обеспечения защищает трудящихся в старости. Мало того, теперь в стране принят закон, превращающий кубинцев в собственников своих жилищ. И я задаю себе вопрос: на что же они тратят деньги?"

Вопрос этот, хотя он и носит шутливый оттенок, требует серьезного ответа, поскольку соотечественникам этого иностранца, западная, прежде всего американская пропаганда уже много лет пытается внушить, что экономика Кубы давно обанкротилась, что в стране, мол, построен "социализм для нищих".

О том, что кубинцам есть на что тратить деньги, свидетельствует хотя бы тот факт, что из общих доходов населения, которые за 10 лет (с 1974 по 1984 г.) выросли на 44% и составили в 1984 г. почти 10 млрд. песо, 9 млрд. 720 млн. были потрачены на различные покупки.

КАК КУПИТЬ ТЕЛЕВИЗОР

Итак, какие товары могут приобрести кубинцы в магазинах своей страны? Одной из основных групп промышленных изделий широкого потребления, пользующихся обычно устойчивым спросом в любой более или менее развитой стране, являются товары культурно-бытового назначения, и прежде всего электробытовые товары. Куба в этом отношении не исключение.

Сегодня практически каждая семья может позволить себе покупку телевизора, холодильника, стиральной машины и т. д. Важной предпосылкой является и то, что сейчас из 2,3 млн. частных жилищ, имеющихся в республике, электрифицировано 83%, причем в городах эта цифра достигает 99 %. А ведь до революции электричеством пользовались лишь в фешенебельных районах Гаваны и других городов.

А как обстоит дело с удовлетворением этого спроса? Уже начиная с 70-х гг. предпринимались параллельные усилия как по увеличению импорта электробытовых приборов, так и по освоению их массового выпуска на Кубе. До революции предприятий по выпуску промышленных товаров широкого потребления на острове практически не существовало. А теперь, к примеру, 45% общего количества имеющихся у населения телевизоров - отечественного производства. По радиоприемникам эта цифра составляет 66%, холодильникам - 30%.

В целом за последние пятнадцать лет обеспеченность телевизорами выросла в 8,5 раза. В 1984 г. на каждые 100 семей на Кубе приходилось 74 телевизора, 63 холодильника, 115 радиоприемников. Есть в этой области, конечно, и свои проблемы, причем немалые. Качество и надежность большинства электробытовых приборов отечественного производства находятся пока на низком уровне. Узок еще и ассортимент; на полках магазинов можно найти не более чем 1 - 2 марки каждого вида изделий, к тому же значительно устаревших. Например, в продаже отсутствуют цветные телевизоры местного производства, хотя многие программы кубинского телевидения передаются в цветном изображении. Совсем нет телевизоров с экраном менее 53 см, в том числе и портативных, которые пользуются особым спросом у населения. Многие говорят, что охотно купили бы новый телевизор, но не тех марок, которые уже долгие годы стоят на прилавках магазинов.

Можно привести и другой пример: если обеспеченность радиоприемниками достаточно высока (один на четырех жителей страны), то магнитофонов и проигрывателей пока очень мало - согласно статистике их имеет только одна семья из ста.

Того, что на Кубе пока еще не хватает некоторых товаров широкого потребления, трудно не заметить. И все же в целом в кубинских магазинах есть что купить. Страна постоянно осваивает и увеличивает производство новых видов продукции, таких, как парфюмерные, галантерейные изделия, предметы бижутерии, детские игрушки, мебель и многое другое. Например, только в 1985 г. представительницу прекрасного пола страны приобрели в магазинах более 600 тыс. предметов бижутерии, около 100 тыс. ювелирных изделий из золота, серебра, черного коралла.

Средний кубинец тратит много денег на покупку книг, журналов и газет. Только местная полиграфическая промышленность выпустила начиная с 1959 г. около 21400 наименований книг общим тиражом 713 млн. экземпляров. Большим спросом пользуются и зарубежные издания, в первую очередь из Советского Союза.

И в заключение несколько слов о том, как питаются жители острова. Прилавки продовольственных магазинов также никогда не пустуют. Так, средний горожанин тратит на продукты питания 38% своих доходов. В 1984 г., например, каждый кубинец потреблял в среднем 2963 калории и 79,8 г белка ежедневно. По этому показателю Куба опережает большинство стран Латинской Америки. С каждым годом улучшается и структура питания: уже сейчас, например, потребление мяса на душу населения на Кубе выше, чем в Бразилии, Колумбии, Мексике, Перу.

ИЗ НАШЕГО ДОСЬЕ

На Кубе сохраняется рационирование (карточное распределение) некоторых потребительских товаров. Эта система направлена на то, чтобы гарантировать справедливое распределение тех товаров, количество которых в республике еще недостаточно. Сейчас карточная система распространяется на 35% продуктов питания и 40% промышленных товаров.

Цены на продукты питания и другие товары, распределяемые по карточкам, выросли за весь послереволюционный период всего на 12%, а доходы трудящихся за тот же период увеличились в 2 раза.

На Кубе есть также "параллельный рынок", позволяющий приобретать некоторые из товаров, распределяемых по карточкам, свободно, но по более высоким ценам. Некоторые, наиболее дефицитные товары (баранина, индейка, дорогие консервы и др.) продаются только на этом рынке. Доля параллельного рынка в общем объеме розничной торговли Кубы составляет 12%.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно