Примерное время чтения: 6 минут
107

Только с Украины нацисты вывезли 330 тыс. произведений культуры. Вернуть национальное достояние?

На вопросы журналистки И. Щегловой отвечает известный советский писатель, член правления Советского фонда культуры Ю. СЕМЕНОВ.

КОРР. Юлиан Семенович! Известно, насколько высок интерес нашего народа к своему прошлому. Культурные и исторические ценности, обретая новую жизнь, занимают достойное место в экспозициях музеев, становятся предметом пристального изучения и исследования историков, деятелей культуры, ученых.

Но всех нас продолжает тревожить судьба шедевров русского искусства, наших реликвий, вывезенных фашистами из оккупированных областей СССР во время Великой Отечественной войны. Много ли их в настоящее время находится на Западе?

СЕМЕНОВ. Да, только с Украины гитлеровцами была увезена, а иными словами, попросту похищена огромная часть ценнейших экспонатов - 330 тыс. произведений культуры. 4 млн. книг похищено из библиотек Минска. Были разграблены музеи России, архивы Таллина, Нарвы.

Надо заметить, что у меня в досье немало нацистских документов из "рейхскомиссариата оккупированных восточных территорий", возглавлял который А. Розенберг. В этих материалах бесчисленные перечни того ценного, что похищено у нас. Картины и фарфор, скульптуры и уникальная музейная мебель. К сожалению, участь многих из них неизвестна. А исчезновение Янтарной комнаты Петродворца не может не тревожить каждого культурного человека.

Ценнейшие русские архивные документы можно увидеть в самых неожиданных местах. На учредительной конференции Советского фонда культуры с болью говорилось о том, что в одном из французских отелей продавались письма Федора Достоевского. А архив Ивана Бунина, который также до сих пор находится за рубежом! Примеры подобного рода можно продолжить. Понятна наша тревога и забота о сохранности раритетов русской культуры. Нельзя без волнения говорить и о том, что на лондонском аукционе "Сотби", да и не только на нем, нередко продаются уникальные изделия русских мастеров, произведения искусства, которыми по праву гордится земля русская.

КОРР. Так почему же представители наших внешнеторговых организаций не участвуют в этих аукционах и не пытаются купить письма наших классиков, произведения искусства? Думается, что все мы были бы им за это благодарны и готовы разделить часть затрат.

СЕМЕНОВ. До недавнего времени об этом серьезно никто не задумывался. И в госбюджете на это выделялись малые средства. Но теперь, с учреждением Советского фонда культуры, на эти цели ассигнуются значительные суммы из добровольных пожертвований отдельных лиц и организаций.

Часть сумм фонда будет расходоваться под попечительство над могилами выдающихся деятелей нашей культуры, похороненных за границей.

Среди них и выдающийся композитор Сергей Рахманинов. По его завещанию он должен быть захоронен в Новгороде. Воля Рахманинова до сих пор не выполнена. Думаю, что и СФК, и Советское общество по культурным связям с соотечественниками за рубежом ("Родина") должны принять участие в содействии перенесению праха русского композитора Рахманинова на родную землю.

А сколько еще по разным причинам оказавшихся за рубежом русских художников, писателей, режиссеров покоится на чужой земле! Многие из них оставили след в русской культуре и оказали немалое влияние на духовную жизнь Запада.

Есть немало и других острых проблем, которые нужно решать. Пора подумать и о том, чтобы через советские представительства за рубежом начать работу над составлением сводного каталога. В нем должны быть учтены все памятники, мемориальные доски, музеи, архивы, имеющие отношение к истории народов нашей Родины, к судьбам известных деятелей Отечества.

КОРР. В такой сложной и многоплановой работе не обойтись без помощи прогрессивных людей, живущих на Западе.

СЕМЕНОВ. Да, это так. Свои поиски я начал свыше 20 лет назад, еще будучи корреспондентом "Литературной газеты" в странах Западной Европы. За эти годы мне довелось встретиться со множеством людей, так или иначе причастных к поискам. Встречи с близкими мне по духу людьми вдохновили на создание романа "Аукцион", напечатанного недавно в журнале "Дружба народов".

В центре этого произведения - образ графа Растопчина. За ним стоит реальная личность - видный общественный деятель Лихтенштейна Эдуард фон Фальц-Фейн. Русский по происхождению, русский сердцем и душой, он родился в местечке Аскания-Нова близ Херсона. По линии отца он состоит в родстве с писателем Достоевским. А по материнской линии - потомок двух знаменитых русских адмиралов Епанчиных, участников Наваринского сражения. Владелец туристской фирмы, он уже не один год занят благородной деятельностью - поиском похищенных из Советского Союза произведений отечественного искусства. Большую часть разыскиваемых реликвий Эдуард Александрович, как он просит себя называть, передает в дар Советскому государству. Вот только некоторые из его даров: полотна Коровина и рисунки Репина, Ларионова, Бенуа, Шервашидзе. Ему удалось выкупить на аукционе в Монте-Карло собрание книг известного театрального деятеля Сергея Дягилева. Эту бесценную коллекцию он передал в дар Академии наук Украинской ССР. А музею в Аскания-Нова он подарил редчайшие архивные материалы, книги, картины, документы. Добавлю, что Эдуард Александрович инициатор создания международного комитета "За честное отношение к произведениям русской и мировой культуры, похищенных нацистами".

КОРР. Значит, у него немало последователей. Расскажите об их делах.

СЕМЕНОВ. Правнучка писателя Николая Лескова Татьяна Лескова, живущая в Бразилии, передала в дар дому-музею писателя в Орле письма, документы. В числе прочих реликвий - кольцо, с которым, по словам ее бабушки, никогда не расставался Лесков. Она уверена, что эти вещи должны находиться на Родине.

Немало ценных реликвий, связанных с жизнью и творчеством великого певца Федора Шаляпина, передал в дар музеям его сын Федор Федорович, живущий в Италии.

Передала ценные архивы музею Льва Толстого в Москве внучка писателя Татьяна Михайловна (по мужу Альбертини). Она подарила оригиналы дневников своей матери Татьяны Львовны и самую дорогую реликвию - кольцо, названное именем Анны Карениной. Первым иностранным гражданином, передавшим в дар СФК несколько картин русских художников, стал американский промышленник и общественный деятель А. Хаммер. Он же внес и еще одну лепту в работу этой общественной организации - 100 тыс. долл.

Конечно, обидно, что деятельность этих прогрессивных людей далеко не всегда находит поддержку на Западе, превратно понимается властями, прессой. Порой их обвиняют в отсутствии национальной гордости, будто бы речь идет о предметах не русского искусства, а исконно западного.

Мы же относимся к этим людям с величайшим уважением, понимая их важную и ответственную миссию.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно