Примерное время чтения: 8 минут
98

За питание, лечение, транспорт мексиканец платит сегодня в 2 раза больше, чем год назад. Как считают деньги в Мексике

Продолжение. Начало см. "АиФ", 1987, N 9.

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МОЖНО ВЫБИРАТЬ

Деньги любят счет - подобные выражения есть у многих народов, в том числе и у мексиканского. Однако их смысловая нагрузка, в зависимости от социальной системы, далеко не одинакова. И дело не только в том, что в условиях капиталистической страны необходимо знать свой уровень запросов, свой "шесток" и не заглядываться на то, что тебе недоступно.

Как показало знакомство с Мексикой, там довольно точно подсчитывается соответствие качества товара или услуги их стоимости. Вот пример. К одному из исторических памятников в пригороде Мехико можно проехать по государственной автостраде и по частной. Фирма, обслуживавшая нашу группу, выбирает частную, несмотря на то что через каждые 50 км приходится останавливаться и платить 300 песо. Спрашиваем у водителя, почему выбрана не государственная, бесплатная дорога, а эта. Он объясняет, что качество платной магистрали существенно выше, износ автобуса и расход горючего будут меньше, а значит, и расходы фирмы в целом - ниже.

Другой пример. И тоже из области транспорта. Легковые автомобили. Их на дорогах довольно много. Только в Мехико, как нам сказали, - около 3 млн. Магазины, расположенные вдоль дорог, выставляют образцы автомашин западногерманских, японских, но чаще всего американских фирм. На первый взгляд цены показались не столь высокими. Но когда разобрались, то выяснилось, что на ценниках указаны суммы первого и последующих взносов при продаже в кредит. Покупателю удобно, а фирмам - выгодно: набегают значительные проценты. При цене автомобиля 10- 15 тыс. доля, позволить себе такую роскошь могут немногие мексиканцы.

И поэтому неудивительно, что значительную часть автомобилей на дорогах составляют недорогие "фольксвагены" - "жучки". Дочерняя западногерманская фирма продолжает насыщать рынок малолитражками, которые уже нигде в мире не продаются. Цена этого средства передвижения значительно ниже - 3 - 4 тыс. долл. Однако вроде бы невысокий по цене автомобиль доступен, как сказал нам гид, тоже далеко не всем. Ведь больше половины из месячного дохода в 150 - 200 долл. средний мексиканец вынужден расходовать на оплату жилья, коммунальных услуг, лечение, образование, транспорт.

Откуда же так много автомобилей на улицах мексиканской столицы? Через несколько дней мы нашли ответ на этот вопрос. Львиная доля "фольксвагенов", кстати при ближайшем рассмотрении далеко не первой свежести, - это такси. Человек покупает автомобиль для работы, для заработка и, конечно же, считает каждый песо, каждый цент, чтобы окупить машину и прокормить семью.

Итак, деньги любят счет. И если они у вас есть, вы можете выбрать соответствующий товар или услугу. Но в такой хорошей схеме есть одно существенное исключение. Это когда частный производитель, капитал диктует, навязывает то, что выгодно лишь ему, и тем самым лишает возможности выбора. Поясню на примере. Десятки тысяч мексиканцев, оказавшихся после землетрясения без крова, не могут его получить, поскольку владельцы земельных участков в столице не спешат застраивать их жильем. Оказывается, им выгоднее продать землю под банк, гостиницу или офис...

КАК ПРОИСХОДИТ ДЕВАЛЬВАЦИЯ И СКОЛЬКО СТОИТ БОЛЕЗНЬ

Считать деньги заставляют и сообщения о постоянно падающем курсе песо по отношению к доллару. Нам, советским людям, явление острой инфляции неведомо, и потому порой возникали курьезы. Кое-кто из членов группы решил, что если те доллары, которые выдаются на карманные расходы и сувениры, обменять на песо в конце поездки, то последних получится больше. А надо сказать, что в Мексике за две недели нашего пребывания каждый доллар "потяжелел" на 20 песо. Но через две недели выяснилось, что цены тоже не остались прежними, а выросли даже больше, чем доллар.

Кстати, всего 5 лет назад, в 1982 г., курс доллара составлял 22 песо, а теперь он вырос в 40 раз.

После снижения цен на нефть все эти годы Мексика терпела удушающие меры жесткой экономии. Но внешний долг продолжал расти, курс песо - падать, а вместе с ним и жизненный уровень мексиканцев. Он снизился до такого уровня, который был 25 лет назад.

Да, растут цены, растет стоимость услуг.

Автору этих строк пришлось на себе испытать ситуацию, когда приходится высчитывать, что дешевле: болеть без денег или без врача? Простудиться в жаркой стране довольно легко. И вот пущены в дело прихваченные с собой таблетки, а состояние таково, что хорошо бы показаться врачу. Советское посольство и советский доктор далеко, но, как сообщает гостиничный проспект, можно вызвать врача в номер за счет клиента. Консультируемся с гидом, во что это обойдется. Называется сумма, которая бросает в жар не только больного. Однако выясняется, что по контракту туристская фирма подобные расходы оплачивает. Через 40 минут появляется врач. Слушает, измеряет температуру, дает рекомендации, выписывает рецепты и счет на... 50 долларов.

НА ЧЕМ ЭКОНОМИТ "ПРЕУСПЕВАЮЩИЙ" ЛЕНЯ

Тщательно просчитывают СБОИ возможности не только небогатый мексиканец, но и внешне преуспевающие туристы из США или "Франции. Приходилось наблюдать, как долго они обсуждают будущую покупку и берут отнюдь не то, что получше, а что подешевле.

Жизнь в условиях дефицита средств активнее побуждает к расчетливости, чем в условиях дефицита товаров. Это подтвердил и некто Леня - бывший одессит, бывший австралиец, ныне "преуспевающий канадец", - так он себя представил при знакомстве в гостинице города Акапулько. После мытарств в Австралии он удачно женился там на бывшей одесситке и сейчас "имеет дело, дом, шикарную машину"... Его не пугает, на словах по крайней мере, возможность разорения и безработица - "на Западе сейчас прекрасная конъюнктура". На вопрос: "А как же миллионы безработных?" - он высокомерно бросил, что умному человеку всегда удается завести выгодное дело.

По мере того как он рекламировал свой нынешний успех, им пробалтывались и некоторые детали, свидетельствующие о том, что считать-то свои расходы ему приходится не только тысячами. "Приехал в Акапулько в составе группы, так на 30% дешевле". - "Почему отпуск зимой, а не летом?" - "Гостиницы в сезон будут в 2 раза дороже". - "Работает ли жена?" - "Да, бухгалтером". - "Что повезете из Мексики?" - "Кое-какие сувениры и водку. Она здесь дешевая, а в Канаде - 29 долл. за литр".

И как ни хорохорился "преуспевающий бизнесмен", бывший одессит Леня, заявляя, что в Советский Союз он не вернется, в конце концов с какой-то грустью сказал: "Из Одессы пишут, чтобы посылки не высылал, не нуждаются..." А так, видимо, хочется всем показать, что ты перехитрил многих и "живешь без забот".

КОМУ НУЖНА РЕКЛАМА?

Реклама успеха свойственна Западу. И проявляется это ярче всего в самой рекламе. На мексиканском телевидении во все, даже в детские мультфильмы, внедряется улыбающееся, жующее, урчащее, пенящееся... Вино, автомобили, шоколад, парфюмерия, некоторые продукты питания (кроме мяса), корм для свиней...

И потом, когда через несколько дней любопытство сменяется раздражением, понимаешь, что дело не только в ее назойливости, а в том, что она ориентируется в основном не на голову, а на "живот". Своеобразная жвачно-мыльная агрессия.

Трудно судить, нужно ли это стране, где, с одной стороны, люди активно стремятся к знаниям, к культуре, к духовной пище (это явствовало и из разговоров, это видно было по всегда заполненным музеям), с другой стороны, не все могут получить или дать своим детям то образование, которое хотели бы. Такая деталь: книги не всегда доступны, и их не хватает, а телевидение на "sup"4"/sup"/"sub"5"/sub" коммерческое, уделяет много места той же рекламе, мультфильмам, спорту. А в части художественных фильмов заполонено в основном американскими приключенческими лентами, чаще с субтитрами, а нередко и прямо без перевода - на английском. Довелось нам в этом потоке увидеть и фильм, в котором группа будущих "советских шпионок" во главе с циничной руководительницей проходит проверку на умение соблазнять курсантов в казарме одного из военных училищ.

И хотя та или иная информация о жизни Советской страны появляется регулярно в прессе и на телевидении, подобные фильмы не позволяют мексиканцам составить объективное представление о нашей стране.

Окончание следует.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно