58

В 1983 г. реальная зарплата мексиканцев упала на 50%, снизив жизненный уровень до отметки 60-х гг. Что отражают витрины Мехико

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9 07/03/1987

Две недели, в течение которых в Мексике находилась группа Всесоюзного общества "Знание", дали возможность участникам поездки открыть для себя удивительную страну на другой стороне нашей планеты. Со всей определенностью можно сказать, что в результате многочисленных встреч с мексиканцами они тоже открывали для себя многое из нашей истории, нашей жизни, нашего обновления.

Активисты общества "Знание" (ученые, преподаватели вузов из пяти союзных республик) - опытные полемисты и лекторы - использовали любую возможность, чтобы дать исчерпывающую информацию о Стране Советов. А в том, что такая информация необходима, мы убедились в первые же минуты нашего пребывания в Мексике. В пухлой газете, купленной в аэропорту, мы нашли лишь одну небольшую заметку о нашей стране: перепечатку из американской "Вашингтон пост" о Законе об индивидуальной трудовой деятельности.

И хотя встреч с мексиканцами оказалось меньше, чем ожидали члены группы, каждая из них - со студентами, профсоюзными активистами, художниками, организаторами высшего образования, простыми людьми - была пусть и небольшим, но дополнительным кирпичиком в здание советско-мексиканской дружбы.

ЭТИ ЗАМЕТКИ намеренно пишутся не сразу после возвращения из Мексики. Хотелось, чтобы первые яркие впечатления от пирамид и соборов, 10-миллионного многолюдья Мехико и пустынной безжизненности горных массивов отфильтровались.

Что там говорить, страна, подарившая миру культуру ацтеков и майя, таких величайших художников, как Диего Ривера, Давид Сикейрос, страна, где в начале века практически одновременно с нашей прогремела революция 1910- 1917 гг., страна, где произошло одно из крупнейших в мире землетрясений и отшумел последний чемпионат мира по футболу, - безусловно, заслуживает того, чтобы о ней говорили ярко и красочно. Собственно, это и было уже неоднократно сделано.

Поэтому хочется рассказать о впечатлениях от сегодняшней жизни простых людей глазами человека, заглядывавшего в магазины и на рынки, просматривавшего газеты и программы телепередач, ездившего в общественном транспорте.

Итак, постараемся взглянуть на Мексику не через видоискатель туристского фотоаппарата.

МЕКСИКАНЕЦ ИЗ СССР

Первое знакомство с мексиканцем произошло на высоте около 10 тыс. метров в самолете Аэрофлота. Студент, обучающийся в нашей стране, ехал к родным на каникулы. Среди его сувениров и подарков - буханка черного хлеба, бутылка русской водки, несколько украшений из янтаря. 17-часовой перелет располагает к беседе. При обсуждении большого влияния США на Мексику возник вопрос о выборе места учебы. "Почему СССР, а не США? - переспросил Альварес. - У меня родители придерживаются прогрессивных убеждений. Что касается качества обучения, то в Советском Союзе тоже хорошо учат. А всего американского хватает в самой Мексике. В СССР люди заняты больше внутренним миром, а в США - внешней оболочкой... Потом, если говорить об американском влиянии - это страшно, когда тебе все навязывают - и хорошее, и плохое, - человеку уже некуда деться. Это даже хуже, - сказал Альварес, - чем когда что-то запрещают".

Несмотря на явный камешек в наш огород, в целом такую оценку молодого человека, не скрою, слышать было интересно. Он рассказал также, что мексиканцев, желающих учиться в нашей стране, гораздо больше, чем выделено мест.

Да, советско-мексиканское сотрудничество нуждается в развитии. Хорошие политические взаимоотношения надо подкреплять научными, культурными, экономическими.

Особенно отстают последние. Товарооборот с Мексикой составил в 1985 г. 20 млн. руб. Здесь три причины: накладно возить товары "за три моря", засилье американских и некоторых западноевропейских и японских фирм, наконец, наша нерасторопность. Например, мексиканские крестьяне охотно покупают небольшие тракторы из СССР, но никак не могут понять такой коммерческой "хитрости". Если американские машины начинают буквально "сыпаться" сразу после окончания гарантийного срока (работая до того хорошо), то советские - наоборот: после многочисленных починок по гарантии работают надежно десятилетиями.

ГОРОД-ГИГАНТ

Смог над расположенным в чаше гор Мехико... Сквозь серую пелену внизу простираются гигантские массивы плотных микрорайонов. Зелени очень мало: только отдельные островки парков и скверов. Город, где растут пальмы, а на его рынках мандарины дешевле яблок, не может позволить себе такую роскошь, как высаженные вдоль улиц деревья. Дорого стоит земля - частные владения, дома выгоднее, чем зелень.

Проблемы города остро видны и по многочисленным снесенным, разбираемым или пустующим после землетрясения зданиям. Но не менее удивляет и такой факт: городскими телефонами-автоматами можно пользоваться бесплатно, поскольку монета в один песо, по которой раньше можно было позвонить, настолько обесценилась, что сбор денег из автоматов приносит большие расходы, чем бесплатное пользование.

Когда читаешь, что Мексика - развивающаяся капиталистическая страна, воспринимаешь в большей мере ее как развивающуюся, т. е. достаточно бедную. По существу, так оно и есть. С внешним долгом 100 млрд. долл. трудно быть богатым. А в чем же проявляется ее "капиталистичность"?

У ВИТРИН И РЯДОМ

И вот первое знакомство с центральными улицами не из окна туристского автобуса, а пешком. Глазу открылось сплошное море магазинов и магазинчиков и - океан товаров! Яркие витрины затягивают в довольно узкие проходы, в глубине которых или стойка с продавцом, или торговый зал.

На полукилометровом отрезке одной из улиц мы насчитали несколько десятков магазинов... "Оптика". Во многих из них вам проверят зрение и здесь же изготовят на любой вкус очки. Встречались, конечно, гостиницы, банки, кафе, некоторые другие магазины, но чаще - оптика. Такое впечатление, что надвигается массовое ухудшение зрения и к нему заблаговременно подготовились. Оказалось, что это просто специализация. Параллельная улица "посвящена" галантерее, следующая - радиотоварам, часам и т. д.

Честно говоря, такое изобилие товаров поражает. Но не меньше поражает отсутствие - чуть было не сорвалось "очередей", нет - покупателей. Впечатление такое, что их меньше, чем продавцов. В магазинчики попроще вас настойчиво зазывают и стараются не выпускать без покупки, нередко снижая при этом цену. В магазинах посолиднее вас у входа встретят с флаконом духов и предложат бесплатно подушиться - тоже способ завоевать ваше расположение и как бы подтолкнуть к покупке.

Что же покупателей-то отпугивает: высокие цены или все уже оделись по последней моде и временно остановили свой покупательский пыл? На второе не похоже. Мексиканцы одеты по-разному, но массового изобилия, шика не наблюдается. Тогда - цены? На первый взгляд они сопоставимы с нашими. Встречаются непонятно высокие: около 7 - 10 долл.* - стоит галстук и 20 - 30 долл. - мужская сорочка, но в то же время буквально за несколько долларов можно купить мужские электронные часы, за 10 - 15 долл. - кроссовки.

Это кажущееся противоречие, как выяснилось, имеет простое, но грустное разрешение. Многим мексиканцам порой не на что купить самое необходимое. Так, они в среднем один раз в неделю едят мясо.

Минимальная заработная плата установлена в 2500 песо в день (около 3 долл.), средняя же составляет 150 - 200 долл. в месяц (для сравнения такие данные: скромный обед стоит около 4 - 5 долл., а вместе с завтраком и ужином - около 10 долл.).

Естественно, что не все полученные деньги мексиканец может истратить на покупки. От 5 до 35%, в зависимости от размера дохода, идет на федеральные налоги и налоги штата. Расходы на жилье (кстати, около 3 млн. человек в Мехико живут в квартирах без канализации и водопровода) очень велики; для каждого второго мексиканца медицинское обслуживание платное.

Ясно, что не каждый работающий может пользоваться внешней доступностью товаров. А что говорить о тех, кто от случая к случаю имеет возможность работать или не имеет ее совсем? Стало уже журналистским штампом, когда говорят, что капитализм - это огромные социальные контрасты. Но куда от этого денешься, если на той же "очковой" улице на отрезке в полкилометра встретилось 29 нищих. В одиночку и семьями, просто выпрашивающих подаяние или играющих, например, на аккордеоне. Это не спившиеся бродяги, а вполне трудоспособные люди, нередко вместе с семьями вынужденные так добывать пропитание. Видно было, что детишки привыкли к этому куску тротуара. Здесь проходит вся их жизнь.

По утрам напротив нашей гостиницы мы встречали рабочих, судя по стоящим рядом ящичкам с инструментом - плотников, столяров, слесарей. Они с надеждой ждали нанимателя.

Комиксы, жевательная резинка, сувениры, мелкий ширпотреб продается в лотках или прямо с подстилок на тротуаре. По затертому внешнему виду понятно, что товар почти не раскупается, но какую-то надежду заработать на лепешку с фасолью дает. Обратили на себя внимание двое парней, торгующих журналами и брошюрками. В отсутствие покупателей они смотрели переносной телевизор, где крупные фирмы, сделавшие бизнес на той же мексиканской нефти, рекламировали свои товары. На этом фоне собственный бизнес этих парней выглядел убого. Свобода для предпринимательства есть, но результаты разные.

Продолжение следует. ___

* Цены на товарах указываются в песо. Однако покупатель может рассчитываться и долларами. Продавец на микрокалькуляторе быстро пересчитает цену. При этом никакого преимущества тот, кто расплачивается долларами, не получит. Они имеют равное хождение с песо. Для того чтобы читателям легче было представить уровень, будем давать их в долларах.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество