Примерное время чтения: 4 минуты
110

"Восточный экспресс" - детище Пентагона. Для чего создается аэрокосмоплан?

Полный текст статьи опубликован в журнале "США: экономика, политика, идеология", 1986, N 10.

"АЭРОКОСМОПЛАН" - слово новое, таким же будет и конечный продукт проекта, предусматривающего создание аэроплана и космоплана в одной системе. Над этой идеей работали многие американские компании ряд лет. Полученные ими результаты после предварительного проектирования и расчетов позволили президенту Рейгану в 1986 г. в послании "О положении страны" объявить о новой программе создания аэрокосмоплана и назвать ее "важной первоочередной задачей".

По сообщениям печати, космоплан, как его иногда упрощенно называют, имеет проектное наименование Х-31, но для него есть еще одно, более впечатляющее для публики название - "Восточный экспресс". Он способен преодолеть за десятки минут путь от Вашингтона до Токио. Исходя из этого, решили, что космоплан станет идеальным транспортным средством для перевозки пассажиров и грузов в страны, расположенные в бассейне Тихого океана.

Однако разговоры о гражданском использовании нового летательного аппарата не могут скрыть того факта, что основную заинтересованность в его создании проявляет Пентагон, особенно после катастрофы "Чэлленджера". Именно Пентагон на 90% финансирует проект.

Космоплан, поднявшись с обычной взлетно-посадочной полосы и развивая скорость, в 15 - 25 раз превышающую скорость звука, сможет пробиться через атмосферу и выйти на низкую околоземную орбиту. Последнее достигается с помощью вмонтированной ракеты. Все это делает его более универсальным, эффективным и дешевым средством доставки людей и грузов в космос по сравнению с ракетами или челночными кораблями.

РАСЧЕТЫ бюджетных ассигнований на нынешний этап проекта быстро меняются. Еще в феврале 1986 г. говорили о 600 млн. долл. на предстоящее пятилетие, теперь пишут об этой сумме на ближайшие три года, и только в пределах контрактов, которые заключаются на исследования с промышленностью. Крупнейшие куски пирога достанутся компаниям ВПК.

По общим оценкам, постройка задуманного летательного аппарата может быть закончена лишь к 2000 г. Что заинтересовало милитаристов в этом проекте? В первую очередь все обозреватели отмечают озабоченность военных по поводу неспособности челночных кораблей быстро взлетать, в отличие от нового гиперзвукового самолета, который к тому же может выводить на орбиту и спутники и доставлять людей и грузы на космические станции не хуже челночных кораблей.

Многие эксперты считают гражданское использование таких самолетов весьма проблематичным, во всяком случае до конца века этот вопрос выяснен не будет. Зато совершенно очевидны возможности таких аппаратов по доставке на орбиту атомного оружия для "звездных войн" Рейгана; именно эту сторону подчеркивает журнал "Тайм" от 17 февраля 1986 г. Он писал: "Развитие гиперзвукового транспорта может иметь серьезные стратегические аспекты. Что же касается его коммерческого гражданского применения, оно находится под очень большим сомнением".

СУЩЕСТВУЕТ и другой аспект. Английское правительство объявило о планах создания и участия в финансировании исследований космического самолета "Хотол", который тоже будет при скорости полета, как у Х-31, осуществлять горизонтальный взлет и посадку. Французы еще ранее объявили о создании "Сына Конкорда", превышающего скорость "отца" более чем вдвое; объем перевозок пассажиров будет тоже вдвое больше. Англия и Франция вложили в "Конкорд" в свое время 4,3 млрд. долл., до того как он поднялся в воздух, и эти средства еще далеко не возмещены.

Намечается, что английский "Хотол", как и американский космический самолет "Восточный экспресс", будет выпущен в конце 90-х годов. Предстоит серьезная борьба между США и Западной Европой в области космического самолетостроения. В 1971 г. США вышли неожиданно из игры и закрыли свой проект сверхзвукового гражданского самолета. Сейчас Вашингтон этого не сделает, поскольку при разработке Х-31 преследуются главным образом военные цели.

Именно поэтому многие важные подробности конструкции, размеров и характеристик аэрокосмоплана держатся в строгом секрете.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно