Примерное время чтения: 8 минут
314

АЛБАНИЯ: анализ проблем развития страны. Ожидания и реальность

Средства массовой информации как социалистических, так и западных стран продолжают анализировать итоги состоявшегося в ноябре 1986 г. IX съезда Албанской партии труда. Такой интерес во многом объясняется тем, что это был первый партийный съезд, проводившийся после смерти Энвера Ходжи. И многие полагали, что новое албанское руководство, возглавляемое Первым секретарем ЦК АНТ Рамизом Алией, может принять важные решения в области экономики, внутренней жизни и особенно внешней политики.

Оправдались ли эти ожидания?

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

Начнем с вопросов экономики, которые, собственно, и доминировали на съезде. 7-я албанская пятилетка (1981 - 1986 гг.) была первой в истории народной Албании, которая, как подчеркивала печать страны, выполнялась "при полной опоре на собственные силы", т. е. без внешней помощи. На предыдущем - VIII съезде АПТ в 1981 г. Э. Ходжа заявил в отчетном докладе, что намеченные на пятилетку "большие экономические задачи - реальны, вполне выполнимы". Тогда предусматривалось повысить национальный доход на 36 - 37%, объем промышленного производства - на 36 - 38%, сельскохозяйственного - на 30 - 32%. Однако с самого начала пятилетки стало ясно, что запланированные показатели недостижимы. Более того, в 1983 г. эффективность албанской экономики снизилась настолько, что в печати перестали публиковать данные роста национального до хода.

Главная причина экономического спада начала 80-х годов объясняется слабостью материально-технической базы албанской промышленности. Старое, сильно изношенное оборудование в сочетании с невысокой квалификацией рабочих обусловливают низкую производительность труда, высокую себестоимость продукции. Положение усугубляют низкая трудовая дисциплина, слабая материальная заинтересованность работников. Высокие темпы прироста населения - до 2,5% в год - и узость материально-технической базы не позволяют обеспечить молодежь полноценными рабочими местами на производстве. Поэтому в промышленности быстро растет численность подсобных рабочих, что также снижает рентабельность и эффективность производства.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Что касается сельского хозяйства, и особенно животноводства, то на его развитии негативно отразились неблагоприятные погодные условия, а также осуществленный в начале 80-х годов перевод личного скота крестьян-кооператоров на так называемое коллективное содержание. Крупный и мелкий рогатый скот, оставаясь юридически собственностью крестьян, уводился из их дворов в общее стадо, а получаемые от него продукты крестьяне уже должны были покупать в сельском магазине. В конце года им выплачивалась денежная компенсация за молочные продукты, полученные от их личного скота.

Широко пропагандируемая в стране как "революционный почин" самих крестьян-кооператоров "с целью освобождения от бремени содержания личного скота", эта кампания по замыслам должна была повысить заинтересованность крестьян в более активном труде на благо кооператива, но привела лишь к падению продуктивности плохо обеспеченных кормами "коллективных стад" и снижению доходов крестьян. Кроме того, после сдачи скота в коллективное стадо у крестьян были сильно урезаны приусадебные участки.

Положение в животноводстве усугубила морозная и снежная зима 1985 г., повлекшая массовый падеж скота, и летняя засуха, подорвавшая кормовую базу. В результате по всей стране возникли перебои в снабжении продуктами.

Неудивительно поэтому, что одной из первых мер, принятых после смерти Ходжи новым руководством партии, было возвращение крестьянам их скота из "коллективных стад". Крестьянам было также разрешено продавать на рынках производимую ими на приусадебных участках продукцию. Правда, процесс исправления перегибов не везде и не полностью был доведен до конца.

ИТОГИ ПЯТИЛЕТКИ

В силу отмеченных негативных моментов планы пятилетки были выполнены в целом лишь наполовину. Национальный доход возрос только на 16%, промышленное производство - на 27% и сельскохозяйственное - на 13%.

Надо отметить, что в выступлениях на съезде и его документах была дана весьма сдержанная оценка итогов экономического развития. В докладах Р. Алии и Председателя Совета министров НСРА А. Чарчани названы конкретные области, где недовыполнение планов было особенно ощутимым (добыча нефти, животноводство, доходы от экспорта и т. д.). Говоря о проблемах совершенствования управления экономикой, Р. Алия подверг критике чрезмерную централизацию в хозяйственной практике, а также деятельность Госплана и министерства внешней торговли за безынициативность и неэффективность методов работы.

Он отметил, что сельхозкооперативы должны иметь больше прав и инициативы в решении своих дел. Впервые албанский руководитель высказался за стимулирование материальной заинтересованности крестьян-кооператоров в увеличении производства сельхозпродуктов. Однако, как отмечает иностранная печать, на съезде не было и речи о серьезной реформе экономического механизма. Дело ограничилось принятием отдельных неотложных мер по повышению эффективности экономики и изменению не оправдавших себя методов хозяйствования.

Хотя нынешний съезд характеризовала более критичная атмосфера по сравнению с предыдущим и Р. Алия выступал на нем с призывами "открыто говорить народу правду о проблемах и недостатках", пока в жизни албанского общества никаких сдвигов не произошло.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Пристальное внимание иностранных средств массовой информации привлекли обсуждавшиеся на съезде внешнеполитические вопросы, ибо именно в этой области усматривалась возможность определенных перемен. Однако международная часть доклада Р. Алии показала, что оценка руководством АПТ основных тенденций мирового развития, его характеристика основных сил на международной арене осталась в целом прежней. В отчетном докладе вновь прозвучали абсурдные обвинения в адрес Советского Союза, заявлено об отказе от восстановления политических и экономических связей с нашей страной. Как отмечал в связи с этим венгерский еженедельник "Хетти вилаггаздашаг", "основным принципом внешней политики Тираны и далее остается осуждение и подведение под общий знаменатель внешнеполитической деятельности двух "сверхдержав" - СССР и США".

В отличие от предыдущего съезда, в отношении социалистических стран Европы в отчетном докладе не употреблялся ярлык "ревизионистских". Кроме того, там было сказано, что Албания готова к развитию взаимовыгодных межгосударственных отношений с ними, тогда как на предыдущем съезде считалось возможным лишь развитие торговых связей.

Весьма противоречиво был сформулирован на съезде курс албанского руководства по отношению к соседней Югославии. Наряду с грубыми нападками на СФРЮ была выражена готовность к развитию дружеских и добрососедских отношений.

Подобная албанская позиция проистекает, с одной стороны, из того факта, что СФРЮ является крупнейшим торговым партнером Албании, сотрудничество с которым жизненно необходимо для нее. А с другой - из давней проблемы албанского населения в югославском автономном крае Косово, которое является там этническим большинством.

Характеризуя другие аспекты внешнеполитического курса албанского руководства, надо отметить расширение связей НСРА с рядом капиталистических стран - Италией, Францией, Грецией, Турцией, ФРГ. Особенно заметно оживление албано-западногерманских связей, причем не только в торговой, но и политической, культурной областях. Албания уже ряд лет ведет переговоры с ФРГ об установлении дипломатических отношений. Однако серьезным препятствием здесь являлся поднятый Тираной вопрос о выплате Бонном репараций в качестве компенсации ущерба, нанесенного гитлеровской Германией Албании в годы войны. Тирану в последнее время дважды посетил председатель ХСС, премьер-министр Баварии Ф. -Н. Штраус, который вел переговоры об условиях развития политических и экономических связей между двумя странами. Как сообщают западногерманские источники, албанцы уже не настаивают на первоначальной сумме репараций в 2 млрд. долларов. Речь идет о заинтересованности Албании в строительстве западногерманскими фирмами в НСРА гидроэлектростанции и завода искусственных удобрений в обмен на установление дипломатических отношений.

Необходимо отметить, что Запад, невзирая на пропагандистские выпады Тираны против империализма, агрессивного блока НАТО, американских ракет в Европе, в целом заинтересован в нынешнем антисоветском курсе албанского руководства и стремится не допустить возвращения Албании к ее естественным друзьям и союзникам - странам социалистического содружества.

ПОЗИЦИЯ СССР

Советский Союз и другие братские страны неизменно выступают за восстановление в полном объеме отношений с НСРА. Газета "Правда" от 29 ноября 1986 г., последовательно вскрывая причины нарушения в начале 60-х годов отношений Албании с Советским Союзом, писала: "С тех пор прошло более четверти века. Субъективизм и волюнтаризм осуждены в нашей стране. Советский Союз решительно выступает за уважение самостоятельности партий, независимости и равноправия государств. Он против практики перенесения идеологических разногласий в сферу межгосударственных отношений. И то, что в течение многих лет отсутствуют какие-либо контакты между представителями СССР и НСРА, едва ли служит интересам обеих стран. Это противоестественно для отношений между государствами, тем более - социалистическими".

По материалам печати подготовили В. ДМИТРИЕВ, А. КОНДРАШОВ.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно