Примерное время чтения: 4 минуты
106

О ЧЕХОСЛОВАЦКОЙ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЭМИГРАЦИИ. С божьей помощью - против родины

Слышал о так называемой чехословацкой католической эмиграции. Объединена ли она в какие-либо организации, если да, то какого рода деятельностью они занимаются?

П. Скороходов, Владимир

ЯДРО чехословацкой католической эмиграции формировалось главным образом в период с 1948 по 1953 г. Из Чехословакии сбежали в первую очередь многие члены запрещенных властями мужских монашеских орденов, некоторые деятели Народной партии и других клерикальных организаций. Тогда же ряд выпускников богословского училища "Непомуценум" в Риме отказались вернуться на родину. В последующие годы эмиграция католических священников и верующих из ЧССР носила спорадический характер.

Чехословацкая католическая эмиграция первое время концентрировалась вокруг "Непомуценума" в Рима. В 1963 г. Ватикан дал согласие на создание Словацкого института Кирилла и Мефодия в Риме. С первых дней в его деятельности участвуют сотрудники различных ватиканских учреждений. По инициативе кардинала Иозефа Берана в 1965 г. в Риме был основан чешский религиозный центр "Велеград", объединивший чешских католиков-эмигрантов, живущих не только в Италии, но и в других европейских странах. В том же году в Риме стал издаваться журнал "Про Фабиус", во главе которого по сей день стоит иезуит епископ Павел Гнилица. Святой престол поставил перед журналом в качестве первоочередной задачи борьбу с коммунизмом.

Антикоммунистическая, античехословацкая деятельность чешского религиозного центра "Велеград" и Словацкого института Кирилла и Мефодия пользуется полной поддержкой папы римского. Не случайно Иоанн Павел II возвел основателя "Велеграда" Ярослава Шкарваду и Доминика Грушовского, возглавляющего Словацкий институт, в епископский сан.

Эмигрантские организации чехословацких католических священников имеют разветвленную сеть в мире, филиалы, собственные издательства. Активисты католической эмиграции участвуют в подрывной идеологической деятельности различных радиостанций, пытаются втянуть в орбиту своей деятельности и нерелигиозные эмигрантские организации.

Проникая в нецерковные эмигрантские организации, чехословацкие клерикалы стремятся прежде всего расширить религиозно-идеологическую базу церкви, использовать эти организации в специфических интересах. С другой стороны, представители чехословацкой политической эмиграции, независимо от их ориентации, не скрывают своей заинтересованности в тесных контактах с католическими эмигрантскими кругами с целью расширения своего влияния на чехословацких граждан.

Чехословацкие католические эмигрантские организации влияют на позиции различных учреждений Ватикана в отношении Чехословакии. То, что папа римский провозгласил Кирилла и Мефодия патронами Европы, во многом явилось результатом активности католических эмигрантских организаций, действующих в Риме.

В организационную структуру клерикальной эмиграции входят редакции и издательства. Предпринимаются попытки доставлять их продукцию в ЧССР с целью нейтрализовать влияние государственного атеизма и одновременно выдать инструкции для религиозных антисоциалистических элементов в ЧССР. Таково, например, содержание ежемесячника "Новая жизнь"" издаваемого Институтом Кирилла и Мефодия, ежемесячника "Студие", на страницах которого пропагандируется современный христианский антикоммунизм. Эмигрантская печать свою главную задачу видит в оказании моральной поддержки экстремистскому крылу католической церкви в ЧССР.

Одной из форм идеологического воздействия клерикальных эмигрантских организаций на чехословацких граждан является привлечение их к участию в различных церковных торжествах и храмовых праздниках за рубежом. Чехословацким гражданам предоставляются бесплатные туристические услуги.

Оказывая их, эмигрантские католические организации требуют от верующих ответных услуг. Это, например, предоставление информации о положении церкви в ЧССР, нелегальная доставка религиозной и антисоциалистической литературы в Чехословакию. Значительная часть получаемой таким путем информации затем используется для дискредитации в глазах верующих социалистического строя в Чехословакии, политики КПЧ в отношении церкви.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно