Примерное время чтения: 8 минут
94

СССР - КНР. Амур - река соединяющая

В предыдущем репортаже из Хабаровского края наш корреспондент В. Ганин рассказал о развитии приграничной торговли между СССР и КНР (см. "АиФ", 1986, N 31). Однако взаимные интересы двух государств в приграничных районах сегодня простираются гораздо дальше. Поэтому в последнее время две страны активно расширяют взаимовыгодные связи и в других сферах хозяйственно-экономической деятельности, ищут новые пути взаимодействия. Об этом - очередной репортаж В. ГАНИНА.

ОТПРАВЛЯЯСЬ в Хабаровск, я уже знал, что у города, протянувшегося вдоль Амура почти на 50 километров и расположенного в нескольких десятках километров от границы, в советских внутренних водах периодически появляются китайские суда.

В СООТВЕТСТВИИ С СОГЛАШЕНИЕМ

На мой вопрос по этому поводу ответил начальник Амурского речного пароходства А. М. Сухов. Он объяснил, что километрах в 60-ти от города вверх по течению Амур делится на два рукава - северный и южный, - которые в районе Хабаровска опять соединяются. В южный рукав, примерно в точке его наибольшего отдаления от Амура, впадает Уссури. Она делит рукав на две протоки: восточную - Амурскую и западную - Козакевичева, по которой проходит линия границы. Протока Козакевичева летом иногда мелеет до такой степени, что китайские суда не в состоянии пройти по ней вдоль территории своей страны. В таких случаях китайские власти обращаются к советским с просьбой разрешить судам КНР спуститься по судоходной Амурской протоке до основного русла Амура и затем подняться по нему вверх по течению. Или наоборот. Вообще же водные пути по советско-китайской границе простираются примерно на 2,5 тыс. километров. В соответствии с советско-китайским соглашением о порядке плавания по пограничным участкам рек Амур, Уссури, Аргунь и Сунгача, подписанным в 1951 г., плавание судов обеих сторон производится беспрепятственно по главному фарватеру.

Хотя формулировка достаточно ясная, сторонам, разумеется, всегда есть что обсудить. С этой целью в том же 1951 г. была создана смешанная советско-китайская комиссия по судоходству. А. М. Сухов является нынешним председателем ее советской части.

В ДЕЛОВОЙ ОБСТАНОВКЕ

Раз в год комиссия собирается поочередно на советской и китайской территориях.

- Сегодня, - говорит А. М. Сухов, - комиссия работает, как правило, в деловой, конструктивной обстановке. Десять лет назад нередко случалось так, что мы заседали по нескольку месяцев подряд, но не могли прийти к какому-либо соглашению, которое в той или иной степени устраивало бы обе стороны.

Существенные перемены к лучшему, происшедшие в советско-китайских отношениях в последнее время, - продолжает А. М. Сухов, - заметно облегчили условия работы нашего пароходства. Правда, с началом перевозок в рамках советско-китайской торговли объем ее возрастет. Но мы к этому готовы. Надо сказать, что для нормальной работы нашего флота многое сделали и наши китайские коллеги. Так, недавно для советских судов вновь открыт порт Тунцзян на реке Сунгари. Он начал функционировать еще в 1956 г. Однако в 60-х гг. все погрузочно-разгрузочные операции там были прекращены. Сегодня в порту вновь созданы контрольное, таможенное, пограничное, санитарно- карантинное и другие необходимые для нормальной работы учреждения. Капитаны судов, уже посетивших этот порт, свидетельствуют, что все службы там действуют исправно, в соответствии с международными нормами и правилами. Разумеется, в советском порту Нижнеленинское, куда в скором времени прибудут китайские суда, будут созданы аналогичные условия.

ЧТО ВЫЛО УПУЩЕНО

О том, что нынешние позитивные тенденции в советско- китайских экономических отношениях создают соответствующие условия для реализации взаимополезных проектов, зашел у меня разговор и с директором института "Дальгипроводхоз" Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР А. И. Савалко. Ведь отсутствие таких условий, как известно, заставило на неопределенное время отказаться от осуществления ряда взаимовыгодных проектов хозяйственного освоения Приамурья, разработка которых была начата еще в середине 50-х гг. Так, в 1956 г. между СССР и КНР было подписано соглашение о проведении в бассейне Амура совместных научно-исследовательских работ с целью выявить природные ресурсы этого района, определить перспективы развития его производительных сил.

Кроме того, намечалось осуществить проектные изыскания, которые позволили бы составить план комплексного использования вод Аргуни и верхнего течения Амура. Соглашение также предусматривало совместное изучение природных условий, геологической и гидроэнергетической обстановки, с тем чтобы изыскать возможности улучшения условий судоходства, строительства гидроэлектростанции, развития рыбного хозяйства.

Тогда же были начаты подготовительные работы но некоторым из этих проектов. Так, советские и китайские специалисты в течение двух месяцев исследовали берега Верхнего и Среднего Амура. В результате они отыскали и изучили 14 створов, приемлемых для строительства каскада гидроэлектростанций. Как предполагалось, их общая мощность в 2,5 раза превысила бы мощность Куйбышевской ГЭС на Волге.

ПРОБЛЕМЫ, КОТОРЫЕ ПОРА РЕШАТЬ

К сожалению, ни один из этих проектов не был осуществлен. Однако они не забыты. И сегодня, считает А. П. Савалко, самое подходящее время вернуться к их обсуждению, а затем и осуществлению. О своей заинтересованности в возобновлении подобного рода контактов недавно заявили и китайские представители. И теперь уже можно говорить о создании смешанной советско-китайской комиссии, которая взяла бы на себя обязанность руководить разработкой и осуществлением таких проектов.

- Выгоды, которые дает той и другой стороне сотрудничество в области использования богатейших ресурсов Приамурья и водохозяйственного строительства в этом районе, очевидны, - говорит А. П. Савалко. - Простой пример. Недавно СССР и КНР начали обмен информацией о гидрометеорологической обстановке в приграничных районах. Это, скажем, позволило обеим сторонам заблаговременно узнавать об атмосферных процессах, которые формируются над соседней территорией. В наших краях, где обычным делом являются муссонные дожди, это имеет весьма большое значение. Кстати, проблему защиты от наводнений, от которых в равной степени страдают обе стороны, можно решить лишь соединенными усилиями.

НА ГРАНИЦЕ - СПОКОЙНО

Надо сказать, что во всей непростой истории советско- китайских отношений имеется достаточно убедительных примеров совместного решения самых различных проблем.

Первые контакты между Россией и Китаем начали устанавливаться в XVII в. Тогда же начался процесс формирования русско-китайской границы, который, можно сказать, завершился во второй половине XIX в. И все основные вопросы, возникавшие между двумя соседними государствами, решались, как правило, к взаимному удовлетворению, способствовали развитию дружественных отношений между русским и китайским народами.

- Хотелось бы, чтобы так продолжалось и впредь, - говорит А. П. Шарапа, политработник Н-ской пограничной заставы, расположенной на берегу Уссури.

На катере пограничного наряда мы из Уссури сворачиваем в протоку Козакевичева. Она, Амурская протока, а также несколько других проток поменьше образуют здесь, в пойме Амура, своеобразный архипелаг, самыми большими островами которого являются острова Тарабаров и Большой Уссурийский.

Катер идет против течения, и территория КНР слева от нас. Туда и указывает А. П. Шарапа, рассказывая, что после подписания между Россией и Китаем Пекинского дополнительного договора 1860 г. на китайском берегу был установлен деревянный, а затем каменный столб с литерой "Е". Он означал, что именно здесь проходит линия государственной границы между Россией и Китаем. Этот столб также определял местонахождение устья Уссури.

В 1886 г. уполномоченные обеих сторон подтвердили, что столб поставлен правильно и что он верно указывает линию границы. Из этого следует, что пойменные острова, образуемые в этом месте рукавами и протоками Амура, являются русской территорией.

- С тех пор, - говорит А. П. Шарапа, - русские пограничники охраняют эти земли.

Выше по течению протоки Козакевичева мы медленно огибаем остров Цаплиный. Этот небольшой, всего около 1,5 кв. км, клочок суши сплошь усеян гнездами цапель. Птицы степенно облетают свои владения и, покружив немного, возвращаются в гнезда к птенцам. Все говорит о том, что в местах этих царит абсолютный покой.

- Мы в основном удовлетворены сегодняшним состоянием дел на границе, - рассказывает А. П. Шарапа. - Знаете, во время путины китайские рыбаки, увлекшись ловлей, иногда пересекают на своих лодках государственную границу. В таких случаях мы сообщаем об этом китайским пограничным властям. Те в свою очередь предупреждают рыбаков о необходимости соблюдать установленные правила.

Наш разговор продолжается уже в расположении заставы, оборудованной всеми необходимыми средствами слежения за пограничной зоной и контроля за линией границы как таковой. Эта невидимая глазом линия, являющаяся тем не менее реальностью, разделяет два крупнейших социалистических государства. Однако, как показывают происходящие здесь процессы, граница может не только разделять, но и соединять. Во всяком случае, у советского и китайского народов сегодня есть достаточные основания надеяться на это.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно