Примерное время чтения: 6 минут
138

ВЕЛОПРОБЕГ МИРА-86. ПРЕПЯТСТВИЯ, КОТОРЫХ МОГЛО НЕ БЫТЬ

28 июля в Нью-Йорке у здания штаб-квартиры ООН финишировал велопробег Мира-86. Представители СССР, Чехословакии, США и Канады преодолели расстояние в 2800 километров по маршруту Киев - Прага - Монреаль - Нью-Йорк, с тем чтобы привлечь внимание народов планеты к проблемам обуздания гонки вооружений, недопущения милитаризации космоса и ликвидации ядерных арсеналов к концу XX века. Наш корреспондент Б. Станишнев встретился с одним из участников велопробега М. КАЛАЧЕВЫМ.

КОРР. Максим Николаевич, велопробег Мира-86 состоял из двух больших этапов: Киев - Прага и Монреаль - Нью-Йорк. Разные маршруты и даже разные континенты. Что их объединяло?

КАЛАЧЕВ. Объединяла их в первую очередь сама идея велопробега - мы стремились показать модель сотрудничества между Востоком и Западом. Наша группа, куда входили велосипедисты из Европы и Северной Америки, социалистических и капиталистических стран, представляла собой как бы мировое сообщество в миниатюре. И если сотрудничество и взаимопонимание возможны на уровне отдельных людей или групп - а это мы доказали, то они возможны и на уровне государств.

КОРР. Значительная часть маршрута велопробега проходила по территории США и Канады. Как встретила вас Америка?

КАЛАЧЕВ. Рядовые американцы встречали нас очень тепло. Митинги, дискуссии, концерты - за всем этим стояло желание побольше узнать об СССР и, конечно же, показать с лучшей стороны Соединенные Штаты. Кстати, среди 16 американских и канадских городов, через которые проходил наш маршрут, были и такие, где раньше советские люди ни разу не появлялись.

Не меньший интерес проявили к велопробегу и американские средства массовой информации. Интервью с его участниками передали все три ведущие национальные телекомпании, не считая местного телевидения. Пресса США начала писать о велопробеге еще в апреле - тогда газета "Нью-Йорк таймс" опубликовала о нем первую статью. Затем последовали публикации в таких изданиях, как "Рекорд ситизен" (Плимут), "Бостон глоб" (Бостон), "Пресс рипабликен" (Платсберг) и в ряде других.

КОРР. Велопробег прошел без серьезных происшествий?

КАЛАЧЕВ. Если иметь в виду техническую часть, то таких происшествий не было. Но, к сожалению, на нашем пути по Америке встречались препятствия иного рода: например, в городе Нэшуа и в Плимуте мы увидели просионистски настроенных пикетчиков с написанными на русском языке антисоветскими лозунгами.

КОРР. Сколько человек участвовало в этих пикетах?

КАЛАЧЕВ. В Нэшуа мы видели 6-7 пикетчиков, в Плимуте, пожалуй, меньше.

КОРР. Газета "Бостон глоб" уделила немалое внимание инциденту в городе Норвиче. Что в действительности там произошло?

КАЛАЧЕВ. "Бостон глоб" уделила большое внимание освещению и велопробега в целом. Две публикации были выдержаны в объективном тоне, однако в третьей статье, напечатанной через две недели после того, как велопробег покинул Бостон, газета попыталась "обыграть" в антисоветском духе происшедшее в Норвиче. Расскажу все по порядку.

В Норвиче находится так называемая "школа русского языка", представляющая собой, как потом выяснилось, отделение военного колледжа. Ее руководители пригласили советских и чехословацких участников велопробега "ознакомиться с системой преподавания" в этой школе, предложив организовать дискуссию со студентами. Мы приняли приглашение.

В небольшую аудиторию набилось человек семьдесят - и студенты, и преподаватели. Надо сказать, что преподаватели этой школы, присутствовавшие на вечере, были из числа бывших советских граждан, выехавших в Соединенные Штаты лет пять - десять назад, в основном лица еврейской национальности.

В тот день дискуссии как таковой не получилось. Судите сами - первый вопрос, заданный нам этими "преподавателями", звучал так: "Какое право вы имеете участвовать в велопробеге Мира, если ваша страна совершает агрессию в Афганистане?" Затем пошло что-то о "порабощении" Польши и Чехословакии, о "нарушениях прав человека в Советском Союзе" и далее - практически весь набор измышлений буржуазной пропаганды об СССР. Перебивали нас, затыкали рот своими студентам. Вообще этот шабаш затеяло человек восемь "преподавателей".

КОРР. Какие цели, по вашему, они преследовали?

КАЛАЧЕВ. Как сказала одна из особенно активных участниц шабаша, назвавшаяся "бывшим преподавателем Московского университета", цель организованной "дискуссии" - "помочь гостям прозреть". (Правда, под конец она признала, что затея не удалась.) Но, как мне кажется, дело тут в другом. В Норвиче мы встретили людей особого типа - из тех, чей антисоветизм в чем-то иррациональный, патологический. Они не могут без ярости воспринимать любого посланца Страны Советов - будь то, скажем, турист, актриса или спортсмен. И. очевидно, в Соединенных Штатах есть определенные круги, которым такие настроения выгодны.

КОРР. Как реагировали на все это американские студенты?

КАЛАЧЕВ. В самом начале "дискуссии" им еще удалось задать несколько вопросов. Дружественными эти вопросы не назовешь, однако за ними несомненно стояло желание получить объективную информацию. Например, один студент попросил поподробнее рассказать о шпионском полете южнокорейского самолета в сентябре 1983 г. - и очень удивился, узнав, что самолет нарушил воздушные границы СССР. Он был уверен в том, что советские истребители "охотились" за авиалайнером чуть ли не в центре Тихого океана.

Лично я считаю, что студенты были просто ошарашены поведением своих "метров". К этому добавилось возмущение: ведь их самих, по сути, отстранили от участия во встрече. Слова, сказанные перед уходом студентом с непривычным для Америки именем Миша, видимо, можно считать мнением многих из них:

"Мы поняли, что преподаватели, из тех, кто выехал из СССР, ненавидят все советское. Но это не значит, что американцы должны думать так же, как они. Подобный подход в отношениях с СССР неприемлем".

КОРР. Как восприняли случившееся ваши американские коллеги по велопробегу?

КАЛАЧЕВ. С откровенным сожалением. Глава американской группы К. Сини сказал, что если бы он знал заранее, что случится в Норвиче, он никогда бы не рекомендовал нам туда ехать.

КОРР. А между самими участниками велопробега из разных стран на маршруте разногласий не было? Ведь среди вас были люди самых разных возрастов, профессий, политических взглядов...

КАЛАЧЕВ. Конечно, были споры, были и разногласия. Но во всех случаях мы старались находить общее в наших взглядах, а не смаковать различия.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно