Примерное время чтения: 4 минуты
78

НА ВОЛНЕ "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ". ПОКУПАЮТ... СВОБОДУ СЛОВА

Западная пропаганда неустанно утверждает, что буржуазные средства массовой информации независимы от правительств и пользуются неограниченной свободой высказывать все, что им заблагорассудится. В предлагаемом материале рассказывается о том, как функционирует информационно- пропагандистский аппарат Белого дома, как он тщательно планирует и координирует пропагандистские кампании.

"Правительство не обязано говорить правду. Его дело - проводить политику", - заявил бывший заместитель государственного секретаря США по связям с общественностью Х. Картер. "Правительство имеет право лгать", - вторит ему Дж. Пауэл, занимавший в свое время пост пресс-секретаря Белого дома.

Эти весьма красноречивые признания сделаны людьми, стоявшими у руля информационно-пропагандистского аппарата Соединенных Штатов, людьми, отвечавшими за "распространение информации" и "работу с прессой и общественностью".

Для обработки общественного мнения в США создана мощная пропагандистская машина, состоящая из специальных, тесно взаимодействующих друг с другом подразделений ведущих государственных учреждений, с совокупным бюджетом около 2,5 млрд. долл. в год. "Генеральным штабом" официальной пропаганды США является аппарат Белого дома.

НА ЭКРАНЕ И ЗА ЭКРАНОМ ТВ

Поскольку одним из самых мощных средств американской пропаганды являются выступления президента США в средствах массовой информации и перед общественностью, то в аппарате Белого дома продумывают их до мельчайших деталей. Тексты речей составляются так, чтобы сыграть на эмоциях американцев, заставить их поверить во "всесилие" Америки и, соответственно, в "правильность" политической линии Вашингтона.

В выступления включаются короткие выразительные фразы или лозунги, которые легко усваиваются аудиторией.

С особой скрупулезностью готовятся и пресс-конференции президента, проводимые для аккредитованных при Белом доме местных и иностранных журналистов. Прежде всего составляются краткие ориентировки для ответов президента по основным актуальным вопросам. При необходимости устраиваются репетиции пресс-конференций, когда в роли журналистов, задающих президенту "агрессивные" вопросы, выступают его помощники. Широко применяется и такая практика, когда пресс-службы Белого дома заранее договариваются о "нужных" вопросах со "своими" журналистами.

Открывая пресс-конференцию, президент, как правило, делает краткое заявление по какой-либо актуальной теме, с тем чтобы задать тон последующей дискуссии и упредить возможные острые вопросы. Затем, обращаясь к аудитории, он сам указывает на тех корреспондентов, кому он предоставляет право задать вопрос. Для облегчения этого выбора перед президентом кладут схему рассадки журналистов в зале с их фотографиями и фамилиями.

По признанию бывшего пресс-секретаря Белого дома Дж. Терхорста, "пресс-конференции являются по существу театрализованным представлением".

"ПОЖАРНИКИ" ИЗ СНБ И ДРУГИЕ

Детальные же планы долгосрочных идеологическо- пропагандистских кампаний оттачиваются в Совете национальной безопасности (СНБ) США. Одобренные членами СНБ и утвержденные президентом, они облекаются в форму директив СНБ, в которых формулируются задачи и распределяются роли между ведомствами и близкими к правительству частными организациями. Например, в 1983 г., когда Вашингтон столкнулся с критикой своего курса на нагнетание международной напряженности, на развертывание "Першингов-2" и "крылатых ракет" в Западной Европе, при СНБ был создан дополнительный, "пожарный" механизм с целью приглушить протесты международной общественности.

При этом широко использовалось информационное агентство США (ЮСИА), которое его директор Ч. Уик характеризует как "арсенал Америки в войне идей".

* ЮСИА (бюджет агентства на 1985/86 финансовый год - 887,9 млн. долл., штат - 9,3 тыс. человек, представительства в 129 странах) ведет пропаганду с использованием таких каналов, как телевещание через собственную спутниковую систему "Уорлднет", радиостанции "Голос Америки" и "Радио Марти", культурные и другие обмены, распространение публикаций, организация выставок и т. п.

* В распоряжении министерства обороны США имеется 34 телестанции и 95 радиостанций на американских военных базах по всему миру. Его управление "по связям с общественностью" с годовым бюджетом порядка 30 млн. долл. издает 8 млн. экземпляров книг и брошюр, свыше 1,4 тыс. наименований газет и журналов, выпускает в прокат сотни фильмов.

* С американскими спецслужбами тайно сотрудничает около 400 журналистов. ЦРУ прямо контролирует свыше 200 журналов, газет, телеграфных агентств и издательств, радиостанции "Свобода" и "Свободная Европа", "Свободный Афганистан".

Каким бы ни было состояние международных отношений в тот или иной период, машина американской пропаганды, выполняя социальный заказ власть имущих Америки, работает на полных оборотах.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно