63

[Есть ответы] Ваши вопросы от 02.06.1986

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23 03/06/1986

Несут ли судьи ответственность за неправильно принятые решения?

Е. Архипова, Москва

На вопрос отвечает заслуженный юрист РСФСР, доктор юридических наук, профессор В. АЛЕКСЕЕВ.

ЧТО ГРЕХА ТАИТЬ, бывает, что в результате неполного выяснения обстоятельств дела или их недоказанности, односторонности или неполноты судебного следствия, неправильного применения закона возникают судебные ошибки.

Скажем сразу, что возможность судебной ошибки вовсе не равнозначна ее неизбежности. Незаконное, необоснованное решение суда органически противоречит как природе Советского государства, так и задачам социалистического правосудия. Поэтому законом предусмотрена эффективная система предупреждения судебных ошибок, их исправления и устранения.

В ст. 6 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве в СССР говорится об одной из важнейших обязанностей судей, рассматривающих гражданские и уголовные дела, - осуществлять правосудие в точном соответствии с законом. Поэтому вопрос об ответственности судебных работников вполне обоснован.

Одним из видов юридической ответственности судей является отмена незаконных, необоснованных актов суда.

Любое неправильное решение, вынесенное судьей, отменяется или изменяется вышестоящими судебными инстанциями, обжалуется или опротестовывается прокурором.

Кто-то может возразить, что такого рода ответственность еще не означает непосредственного воздействия на судей, вынесших неправильное решение. Действительно, она предполагает косвенное воздействие. Основная цель отмены неправильного решения состоит в восстановлении нарушенного закона, в указании судьям, что любые отступления от требований закона недопустимы и будут решительно пресекаться, а в необходимых случаях и наказываться.

Природу некоторых судебных ошибок могут объяснить такие данные. В 1946 г., например, с высшим юридическим образованием было около 15% народных судей, а в 1970 г. - уже 87%; в настоящее время такое образование имеют практически все судьи. В 1939 г. в кассационном порядке было отменено 30,2% приговоров к числу обжалованных, в 1949 г. - 21,5%, а в последние годы - немногим более 3%. Истоки ошибочных решений суда могут лежать и в неправильной оценке обстоятельств дела, и в недостаточном житейском опыте судей, и в переоценке ими следственных данных.

Напомним, что в соответствии с Конституцией СССР все суды в нашем государстве образуются на началах выборности судей и народных заседателей. Они ответственны перед избирателями или избравшими их органами, отчитываются перед ними и могут быть отозваны в установленном законом порядке (ст. 152 Конституции СССР). Закон дает в руки избирателей действенное средство для наказания лиц, осуществляющих правосудие, путем их отзыва и лишения полномочий.

Вопрос о досрочном отзыве возбуждается, естественно, если имеются достаточные основания считать, что судья или народный заседатель не оправдали доверия своих избирателей, совершили действия, недостойные своего высокого звания, в том числе и в результате принятия неправильных решений.

Возможность отзыва судей и народных заседателей исключительно по требованию избирателей или избравших их органов имеет и другой смысл. Такое положение обеспечивает суду самостоятельность и независимость в принимаемых решениях.

Гарантией независимости судей является также и особый порядок привлечения их к ответственности. Так, за небрежность или недисциплинированность, вызвавшие упущения в судебной работе, а также за совершение проступков, недостойных звания советского судьи, они несут ответственность перед коллегией по дисциплинарным делам.

Видимо, ответ на вопрос будет неполным, если не сказать и об уголовной ответственности судей, предусмотренной нашим законом за вынесение заведомо неправосудного приговора, решения, определения или постановления (ст. 177 УК РСФСР).

Если судья или народный заседатель совершит преступление, то правило отзыва не применяется - виновный лишается своих полномочий в силу состоявшегося о нем приговора суда (ст. 35 Основ).

Наша печать сообщала о фактах необоснованных решений суда, об ответственности лиц, осуществляющих правосудие. (См., например: "Литературная газета", 1986, N 3, 16, 17, 19, 21.) В частности, в N 21 сообщалось, что в апреле 1983 г. в Крымской области был осужден Нижнегорским райнарсудом Ю. А. Грызлов - на 10 лет лишения свободы. Его обвинили в причинении отцу тяжких телесных повреждений, повлекших смерть. Проверка - по вновь открывшимся обстоятельствам - выявила, что преступление совершено другими лицами. Ю. А. Грызлов оправдан. На скамье подсудимых оказались начальник райотдела милиции И. В. Решетов, начальники отделений уголовного розыска и следствия Л. Е. Звягинцев, В. И. Шмыголь. Они осуждены за превышение власти и незаконные действия. А прокурор района и народный судья, под председательством которого рассматривалось "дело" Ю. А. Грызлова, освобождены от должностей и исключены из партии.

Однако важно иметь в виду, что судьи, а также народные заседатели при исполнении ими обязанностей в суде не могут быть привлечены к уголовной ответственности, арестованы или подвергнуты мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия высших органов власти Союза ССР или союзных республик (ст. 36 Основ).

Состоявшийся в апреле этого года Пленум Верховного Суда СССР потребовал от судов максимально внимательного отношения к решению вопроса о виновности каждого гражданина, привлекаемого к ответственности, с тем чтобы полностью исключить факты необоснованного осуждения.

* * *

Расскажите, пожалуйста, как развивается внешняя торговля МНР.

Н. Кулешов, Московская обл.

На этот вопрос отвечает советник постоянного представительства МНР в СЭВ Р. ОЙДОВДАНЗАН.

К 1960 г. в экономике Монгольской Народной Республики окончательно утвердились социалистические производственные отношения. С тех пор объем внешней торговли МНР возрос в 7,3 раза и превысил в настоящее время 1 млрд. переводных рублей. Если говорить об абсолютных цифрах, то по объему внешнеторгового оборота МНР, разумеется, пока не может сравниться с развитыми странами мира. Однако, согласно материалам статистических сборников международных организаций, в настоящее время на душу населения МНР приходится в 2 раза большая доля внешнеторгового оборота страны, чем в среднем в развивающихся государствах. И надо сказать, темпы роста объема внешней торговли МНР значительно опережают темпы прироста произведенного национального дохода республики.

Наиболее динамично внешняя торговля Монголии развивалась в последние годы. Так, в период с 1981 по 1985 г. среднегодовой прирост внешнеторгового оборота республики составлял 17,2%. Этот же показатель в развитых капиталистических странах в то же время равнялся 5,1%, а в развивающихся странах - 4,3%.

В результате осуществления политики индустриализации и создания при содействии братских стран, и в первую очередь Советского Союза, новых промышленных производств и индустриальных объектов МНР превращается сегодня в аграрно-промышленное государство. Углубление и расширение этого процесса, естественно, ведет к существенным изменениям в структуре экспорта и импорта страны.

Уже сейчас объем поставок из МНР готовых изделий и полуфабрикатов, концентратов полезных ископаемых существенно увеличился. Новыми статьями экспорта стали овчинно-шубные и трикотажные изделия, шерстяные товары, продукты деревообработки, некоторые виды металлических изделий и строительных материалов.

Так, за период с 1981 по 1984 г. объем экспорта строительных материалов возрос в 6,6 раза, круглого леса - в 2,1 раза, пиломатериалов - в 12 раз, промышленных товаров широкого потребления - в 13,9 раза, пищевкусовых товаров - в 7,1 раза, мяса и мясных продуктов - в 2,1 раза.

Существенные преобразования наблюдаются и в структуре импорта республики. Она закупает все больше современных машин и оборудования. В настоящее время на машины, оборудование, транспортные средства, а также топливо, минеральное сырье и металлы приходится 65% импорта страны вместо 38,6% в 1970 г.

В абсолютном выражении растет объем импорта товаров народного потребления, в первую очередь таких, как, например, легковые автомобили, мотоциклы, радио- и телевизионные приемники, швейные и стиральные машины, холодильники и др.

Высокие темпы роста внешней торговли МНР свидетельствуют об ускоренном вовлечении республики в международное разделение труда. В настоящее время Монголия поддерживает торговые отношения с более чем 40 странами мира В основном же внешняя торговля МНР ориентирована на социалистический рынок.

МНР экспортирует в СССР и другие страны - члены СЭВ верблюжью шерсть, козий пух, кожевенное сырье, мытую шерсть, цветные металлы, плавиковый шпат, пиломатериалы, деловую древесину, кожевенные изделия, одежду и трикотаж, мясо и мясные продукты и другие товары.

* * *

В чем суть американской "доктрины Монро" и почему сейчас в США говорят о ее возрождении?

Б. Силуянов, Орша

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, в последнее время в США все чаще ссылаются на положения "доктрины Монро" для оправдания своего вмешательства в дела стран Латинской Америки, новых происков против Кубы и Никарагуа. При этом пропаганда США, действуя в духе "психологической войны", раздувает миф о некоем "проникновении в регион" Советского Союза и социалистических стран, о том, что Куба-де экспортирует революцию в страны Латинской Америки и т. д. А противостоять этому, дескать, можно, лишь опираясь на "доктрину Монро". Что же она собой представляет?

"Доктрина Монро" - это декларация принципов американской внешней политики, с которой обратился к конгрессу в 1823 г. тогдашний президент США Джеймс Монро. В ней провозглашалось взаимное невмешательство стран американского и европейского континентов в дела друг друга. Конкретно это сводилось к трем положениям:

Во первых, недопустимость образования европейскими государствами новых колоний в Западном полушарии.

Во-вторых, недопустимость вмешательства европейских государств в дела американских стран. США со своей стороны брали на себя обязательство соблюдать нейтралитет, если возникнет война между Испанией и отделившимися от нее колониями, при условии, что другие европейские державы не будут вмешиваться в конфликт.

В-третьих, США обещали воздерживаться от вмешательства в дела Европы.

Говоря о юридической стороне дела, следует сказать, что с самого начала "доктрина Монро" не являлась и не является международным правовым документом. Заявление президента Монро было лишь односторонним актом американской внешней политики. Хотя США стремились выдать "доктрину, Монро" за декларацию всего американского сообщества, ни в одном из многочисленных межамериканских соглашений о ней нет даже упоминания.

Что касается бывших испанских колоний в Западном полушарии, то для них "доктрина Монро" с самого начала была экспансионистской. Ведь именно под ее флагом проходили многочисленные интервенции США на Кубу, Гаити, в Мексику. Никарагуа, Панаму и другие страны. Замаскированная вывеской "панамериканизма" и рассуждениями о "континентальной солидарности", "доктрина Монро" свелась к принципу - "Америка для американцев". В Вашингтоне он понимался, разумеется, как Америка (Южная и Северная) для США.

С момента провозглашения "доктрины Монро" каждый поворот латиноамериканской политики Вашингтона неизменно опирался на ее постулаты, которые обретали все более агрессивное толкование ("политика большой дубинки", "дипломатия канонерок", "дипломатия доллара" и т. д.).

В развитие "доктрины Монро" США навязали латиноамериканцам в 1947 г. "Пакт Рио-де- Жанейро" (Межамериканский договор о взаимной помощи). В договоре была определена "зона безопасности", в границах которой всякая военная акция, предпринятая каким-либо неамериканским государством, должна рассматриваться как нападение на страны всего полушария. Пролегая на расстоянии 300 миль от берегов Южной и Северной Америки, она охватывает 100 млн. км"sup"2"/sup".

Следует отметить, что идеи Монро и механизм пакта "Рио-де-Жанейро" использовались США всякий раз, когда это диктовалось узкокорыстными интересами империалистической политики США в Западном полушарии. В 1962 г. - чтобы изолировать сбросившую цепи американского господства Кубу под предлогом, что она является якобы "орудием иностранной державы". В 1965 г. - чтобы погасить пожар народного восстания против диктатуры в Доминиканской Республике. Когда же действительно возникла ситуация, при которой "Пакт Рио" с его монроистской основой должен сработать, если следовать хотя бы его букве (массированное вооруженное нападение на Аргентину - участницу пакта - со стороны неамериканской державы - Англии в апреле - мае 1982 г.). США пренебрегли своими обязательствами. "Доктрину Монро" американские политики в те дни, конечно, не вспомнили.

Упоминания "доктрины Монро" участились в США после того, как к власти в Вашингтоне пришли представители наиболее агрессивных кругов. В так называемом "документе Санта-Фе" ("новая межамериканская политика на 80-е годы"), подготовленном в расчете на избрание Рейгана еще в мае 1980 г. реакционными отставными генералами, дипломатами, разведчиками, указывалось на жизненную необходимость для Америки "возродить "доктрину Монро" (при этом, разумеется, не вспоминали об обещаниях Монро не вмешиваться в политические дела Европы). Сейчас ее пытаются использовать в связи с обострением обстановки в Центральной Америке, в частности проnив Никарагуа.

А. БАРЫШЕВ

Смотрите также:

Самое интересное в соцсетях

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы