Примерное время чтения: 9 минут
120

О ЧЕМ УМАЛЧИВАЮТ "РАДИОГОЛОСА". БАРЬЕР НЕСОВМЕСТИМОСТИ (часть 2)

Окончание. Начало в N 19.

Директор Центра но изучению России и Восточной Европы Мичиганского университета Ц. Гительман, выступая в Лондоне в "Институте по делам евреев", вынужден был признать трудности вживания бывших советских граждан в капиталистическое общество не только Израиля, но и США. Ссылаясь на данные опроса 473 бывших советских евреев, Гительман привел в своем выступлении следующие цифры: в 1974 - 1979 гт. малоквалифицированным и неквалифицированным трудом в США было занято 53 - 63% опрошенных. В Советском Союзе 26% из них работали врачами, педагогами, были научными работниками, 15% - инженерами, 9% - техниками на производстве, 11% - в сфере обслуживания и лишь 1% был занят на неквалифицированных работах. Гительман считает, что в США особенно острой для бывших советских граждан является проблема поиска работы. "Около 60% опрошенных, - отметил он, - заявили, что работают не по своей специальности".

ТРУДНОСТИ АДАПТАЦИИ

Претензии на высокий социально-профессиональный статус и невозможность приобрести его вызывают, по свидетельству некоторых буржуазных авторов, у многих выехавших из СССР острые пережигания. "Около 70% опрошенных заявили, что они были вполне довольны жизнью в СССР и соответственно недовольны своим теперешним положением в США... Чем выше уровень образования человека, тем меньше его удовлетворенность жизнью в Америке", - сказал Гительман и привел несколько примеров: "Некий Л. М. работал математиком в Киеве. В настоящее время занят неполный рабочий день на фабрике, а по вечерам посещает курсы английского языка. Ему за 50, и он мало надеется, что когда- нибудь сможет работать преподавателем. З. К. - врач, специализировалась в области спортивной медицины. Получила временную работу няни в еврейском госпитале, но потеряла ее после возвращения из декретного отпуска прежней няни. В течение года она не работала и готовилась к сдаче экзаменов, чтобы затем получить разрешение заниматься врачебной деятельностью. Ее муж работал в СССР инженером по судостроению, сейчас работает чертежником".

К трудностям социально-экономической адаптации в американском обществе добавляется культурная изоляция выехавших из СССР. Специалисты психологи в США пришли к выводу, что "культурная изоляция этих людей, отличие американского образа жизни от того, который вели раньше, языковые барьеры представляют риск для их душенного здоровья. У них чаще бывают сильные психологические срывы".

Один из редакторов западногерманского журнала "Шпигель" З. Когельфранц поместил в 1982 г. большую статью, посвященную "советским евреям" в Нью-Йорке. Когельфранц цитирует "Нью-Йорк таймс мэгэзин": "Они просто не допускали возможности, что улицы в Нью-Йорке не вымощены золотом, а матрацы не набиты пачками долларов".

"Тяжелее всего, - продолжает Когельфранц, - приходится интеллигенции, творческим работникам, артистам. Они стали никому не нужными. И когда художник становится посыльным, специалист по кибернетике - шофером, а артист - дворником, все они быстро отчаиваются. И тогда они спрашивают себя, зачем покинули мир, в котором они чувствовали себя уверенно".

"Многие обвиняют в своей депрессии еврейские сионистские организации. "Почему вы привели нас сюда?" - спрашивают они. Другие бегут в советские представительства, пытаясь выклянчить визу на возвращение. Многие кончают самоубийством. И это люди, которые долгие годы прилагали все силы для выезда", - заключает Когельфранц.

УДОБНЫЕ МИШЕНИ

И наконец, ряд буржуазных авторов отмечает, что рост антисемитизма в США чуть ли не в первую очередь имеет место в отношении бывших советских граждан-евреев. Например, как свидетельствует исследователь из Австрии М. Э. Боас, начальник полиции г. Лос-Анджелеса Д. Кейтс говорил в 1984 г., что-де "многие евреи из Советского Союза, которые в последние годы обосновались в Калифорнии, являются советскими агентами, которые намереваются помешать проведению Олимпийских игр и в особенности опорочить Калифорнию". Кейтс назвал бывших советских граждан-евреев "мафией", пишет М. Э. Боас.

Далее он сообщает, что советские евреи, живущие в Калифорнии, представляют собой удобную мишень для антисемитизма, который в последнее время активизировался в США, а особенно в Калифорнии и на Среднем Западе. За один 1981 г. в Калифорнии произошло 150 антисемитских инцидентов, что в 5 раз больше, чем в предыдущем году. В 1984 г., по сообщению Ассошиэйтед Пресс, в США было зарегистрировано 715 серьезных случаев проявления антисемитизма - актов вандализма, угроз, нападений на отдельных евреев и еврейские организации.

Таким образом, в цитадели "западной демократии" - Соединенных Штатах с "еврейским вопросом" дело обстоит далеко не благополучно. Это подтверждает, в частности, газета "Ю-Эс-Эй тудей", которая писала, что число случаев антисемитизма с 1980 по 1982 г. возросло здесь со 120 до 847; нападений или угроз физической расправы над евреями - со 112 до 350.

"ПОРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ"

С большими трудностями на Западе сталкиваются не только бывшие советские граждане еврейской национальности, но и выехавшие из СССР немцы, армяне. Исследования, проведенные западногерманскими "советологами", показали, что "эмоциональное вживание в такую страну, как ФРГ, с другим политическим и экономическим климатом, во многих случаях представляет очень сложную проблему...".

Этими авторами была отмечена "поразительная дезориентация молодых и более старших переселенцев": "Они полагали, что в ФРГ каждый день - праздник. Столкнувшись же с реальным положением вещей, почувствовали страх и неуверенность, стали стремиться к самоизоляции от всего того, что нарушает их с трудом удерживаемое психическое равновесие".

Социально-профессиональный статус бывших советских граждан ниже, чем до выезда из нашей страны. Многие, чтобы не остаться безработными (ФРГ занимает одно из первых мест в Европе по безработице), имея законченное среднее и высшее образование, устраиваются на неквалифицированную работу. В. Хагер и Ф. Вандель, которые участвовали в проведении исследования адаптации выехавших из социалистических стран в ФРГ, в связи с этим отмечают: "...нельзя не видеть, что какая-то часть новых переселенцев надолго остается на задворках общества..."

Трудности адаптации в капиталистическом обществе у выехавших из СССР армян в принципе те же, что и у евреев и немцев. Для подтверждения сказанного приведем выдержки из очень характерного открытого письма американских армян вновь прибывшим армянам. Его содержание весьма актуально.

Прежде всего авторы открытого письма предупреждали, что "представление об армянах США как о какой-то суперпроцветающей национальности не соответствует действительности", что "американские армяне, чтобы поднять свой экономический и социальный статус, трудились, а некоторые и сейчас трудятся на самых унизительных работах".

Лидеры американских армян в своем письме коснулись лишь самой малой толики трудностей, с которыми постоянно сталкиваются иммигранты в США. Прекрасно зная, что бывшие советские граждане не найдут в США "рая", о котором кричит империалистическая пропаганда, они настраивали их на тяжелую, повседневную борьбу за выживание.

НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ

Итак, основным мотивом выезда части советских граждан на постоянное жительство за границу, как показывают результаты анализа работ, в том числе некоторых западных авторов, является мещанско-потребительский мотив, стремление достичь в мире бизнеса и чистогана более высокого, чем в СССР, экономического и социального положения. Вера принявших решение о выезде в то, что капиталистическое общество-де предоставит им неограниченные или большие, чем социалистическое общество, возможности для достижения названных целей, базируется на создаваемых западной пропагандой ложных представлениях о сущности буржуазного образа жизни.

Для того чтобы разжечь националистические и эмиграционные настроения у части советских граждан, вся западная пропаганда, и сионистская в частности, систематически утверждает, что, якобы только выехав из СССР, советские евреи могут соответственно идентифицироваться в национальном, религиозном и культурном плане. Так, ряд буржуазных авторов, искажая истину, среди причин выезда из СССР называют мотивы религиозного и национального характера. Однако другие западные исследователи в США, Израиле, ФРГ (и в других странах капитала) говорят о низком уровне религиозности у подавляющего большинства выехавших из Советского Союза.

Израильский автор И. Левков, например, приводит факты о низком уровне религиозного сознания бывших советских граждан-евреев; большинство из них, по его словам, практически не посещает синагог, не придерживается в быту религиозных традиций и обычаев.

Потребительская ориентация выехавших из СССР полностью превалирует над всеми остальными ориентациями. Все тот же Ц. Гительман вынужден был признать, что такое "поведение иммигрантов изменило образ советских евреев в глазах населения США, в том числе и еврейского, от идеализированных героев до реальных людей, которые имеют свои проблемы и недостатки".

Выезд ряда лиц из СССР на постоянное жительство в буржуазные страны трактуется антисоветской пропагандой как полное разрушение у них социалистического содержания установок, которые прививались им в нашей стране. Однако, по признанию целого ряда "советологов" разных мастей, на фоне серьезных трудностей адаптации у большинства бывших граждан СССР в той или иной степени происходит возврат к привычкам, приобретенным ими в социалистическом обществе.

Царящий в капиталистическом обществе культ индивидуализма, личной выгоды, безжалостная конкуренция и эксплуатация и т. п. в конечном итоге приводят к морально- психологическим надрывам у весьма значительного числа бывших граждан СССР, постоянному ощущению ими "барьера несовместимости". У них появляется и растет страх и неуверенность в себе, увеличивается число случаев психических и других хронических заболеваний, случаев самоубийства.

"Они похожи на людей, попавших в психологическую западню на ничейной земле между местом их рождения и новым домом, в котором они не чувствуют себя своими. Их гнетут культурные различия и языковый барьер, - пишет еженедельник "Ньюсуик", - постоянные воспоминания о бывшем доме преследуют их, В Израиле они боятся говорить, что приехали из России".

Как явствует из многочисленных писем бывших советских граждан, выехавших в Израиль и другие капиталистические страны, в которых они просят разрешить им вернуться в СССР, главная причина их неудовлетворенности жизнью на Западе - это социальная несовместимость людей, выросших я живших при социализме, с условиями буржуазной экономической и политической системы. В первую очередь эти люди указывают на отсутствие у них ныне чувства стабильности и безопасности, на фактически полную необеспеченность такими жизненно важными, привычными, гарантированными для граждан СССР правами, как право на труд, на бесплатную медицинскую помощь, на дешевые квартиры, бесплатное образование и т. д.

Совершив когда-то трагическую ошибку, эти люди ценою своих собственных сломанных судеб поняли, чем на поверку обернулись мифы о "преимуществах западного образа жизни".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно