Примерное время чтения: 8 минут
314

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ. Природа дефицита и пути его устранения

Не могли бы вы рассказать, почему у нас существует дефицит и каковы пути преодоления этого явления?

В. Говоров, Одесса

ВСЕ МЫ - покупатели. И для каждого из нас дефицит ассоциируется прежде всего с трудностью приобретения, нехваткой того или иного товара. Для характеристики дефицита по региону или в целом по стране используется такое понятие, как неудовлетворенный спрос. Он оценивается суммой денежных средств, которые население могло бы израсходовать на приобретение отсутствующих в продаже товаров.

Конечно, нас прежде всего волнует вопрос, как же устранить это нежелательное явление. Однако, согласитесь, чтобы его ликвидировать, надо знать причины возникновения дефицита.

Чтобы лучше понять его природу, давайте вернемся лет на 20 - 30 назад. Тогда не ощущалось недостатка в деликатесных продуктах питания, был крайне низкий спрос населения на легковые автомобили, удовлетворялись запросы на художественную литературу... Такое положение объяснялось тем, что у населения были низкие денежные доходы. Да и проблемы решались другие. Надо было обеспечить людей самым необходимым: одеждой, обувью, мебелью.

Сейчас ситуация резко изменилась. Возросло благосостояние советских людей. Почти 2/3 населения имеют сейчас доход свыше 100 руб. на члена семьи в месяц. С ростом материального благосостояния резко увеличились и расширились потребности людей. В условиях насыщения рынка разнообразными товарами потребитель стал разборчив и избирателен в покупках.

Сегодня большинство населения может реально купить то, что лет двадцать назад мог позволить себе довольно ограниченный круг людей. В разряд традиционных перешли большинство продуктов питания, которые раньше считались деликатесными. А нашу каждодневную одежду ведь еще совсем недавно можно было назвать праздничной.

Прошли те времена, когда практически все, как говорится, "отрывалось с руками". Возникла ситуация, когда при наличии значительного количества товаров не хватает уже высококачественных, добротных, отвечающих возросшим запросам людей.

В ЧЕМ КОРЕНЬ ЗЛА

Одной из главных причин возникновения неудовлетворенного спроса населения явился опережающий рост заработной платы рабочих и служащих по сравнению с производительностью труда и производством предметов народного потребления. Товаров, пользующихся спросом, производится меньше, чем население могло бы приобрести.

Нередко дефицит связан с тем, что при существующих денежных доходах населения низкий уровень розничных цен на отдельные виды товаров не определяет разумный объем покупок. Покупатель начинает брать товары, как говорится, "про запас", создавая тем самым искусственный дефицит, К примеру, был период, когда в продаже не хватало постельного белья и его старались купить больше, чем требовалось. Но спустя некоторое время пододеяльники, наволочки, простыни появились в изобилии. Потребительский же запас этих товаров у некоторой части населения превысил допустимые нормы.

За последние годы по различным товарам наблюдался и кратковременный дефицит, связанный со "всплесками" спроса или моды. Так, промышленность в свое время со значительным опозданием смогла отреагировать на повышенный спрос на стиральные машины, ковровые изделия, посуду. А возникший два-три года назад ажиотаж вокруг кроссовок будет ликвидирован лишь в ближайшем будущем.

Причиной дефицита по ряду товаров одинакового назначения являются существенные различия в их качестве, надежности. При этом цены, как правило, на них близки. Так, из более чем 50 выпускаемых моделей холодильников популярностью пользуются лишь немногие. Предпочтение покупатели отдают и менее чем половине из 40 типов стиральных машин. В этом случае возникает дефицит при сверхнормативных запасах однотипных товаров, не пользующихся спросом у населения.

Возникновение дефицита связано и с недостатками в оперативном перераспределении товарных ресурсов по отдельным регионам. Не секрет, что подчас в некоторых районах нужные вещи, как говорится, не найдешь днем с огнем, а в других - они пылятся на магазинных полках и складах. Не оправданы порой бывают и запасы отдельных товаров в розничной и оптовой торговой сети. Имеют место и просчеты в координации работы торговых предприятий и ведомств, а также в определении спроса населения.

Необходимо отметить, что причины дефицита кроются не только в недоработках промышленности, торговли, планирования, но и в уровне культуры потребления. Не секрет, что сейчас во многих семьях можно видеть настоящие выставки сервизов, книг, которые чаще всего составляют лишь интерьер квартир.

Подражание Западу тоже порождает нездоровый дефицит.

Кстати сказать, нередко можно услышать мнение, будто на Западе нет дефицита. Дескать, каждый предприниматель заинтересован в прибыли, а потому остро реагирует на спрос и быстро перестраивает производство на выпуск нужной продукции. Перестраивается-то он, действительно, быстро. Однако это еще не значит, что там отсутствует дефицит. Он, конечно же, есть. Но дело в том, что преодолевается он там иным образом. Каким? Резким повышением цен на те товары, спрос на которые превышает предложение. Мы же этого практически не делаем, во всяком случае с товарами массового спроса. Более того, цены на многие товары и продукты питания у нас гораздо ниже затрат государства на их производство. Так, например, мясо у нас реализуется по цене в два-три раза ниже этих затрат. Сейчас эта разница покрывается дотацией государства на сумму почти в 20 млрд. руб. в год,

КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ДЕФИЦИТ

Как отмечалось на XXVII съезде КПСС, наиболее полное удовлетворение платежеспособного спроса сегодня является одной из самых актуальных задач. С ее решением непосредственно связано укрепление материальных стимулов к труду, рациональное использование внерабочего времени, настроение советских людей, преодоление негативных явлений, порожденных дефицитом.

Основное условие для решения поставленной задачи - это прежде всего коренное улучшение качества товаров, увеличение объема и расширение ассортимента с учетом спроса конкретных групп населения.

В целях скорейшего и более полного удовлетворения покупательского спроса намечен комплекс мер по совершенствованию взаимоотношений торговли с промышленностью.

Промышленность сможет реагировать на изменение и удовлетворение спроса лишь тогда, когда торговля, непосредственно контактирующая с потребителем, будет своевременно "сигнализировать" о запросах и потребностях населения с учетом территориальных, сезонных и национальных особенностей. Сейчас торговля призвана прогнозировать спрос, совершенствовать методы и организацию этого дела.

Подобный опыт взаимоотношений торговли с промышленностью в стране уже есть. Так, например, в Белорусской ССР с целью сокращения сроков освоения новых товаров вводится новая форма проведения оптовых ярмарок, на которых теперь раз в год определяются общие суммы реализации по ассортиментным группам товаров. Конкретизация же ассортимента производится в течение года по мере разработки и утверждения новых моделей. В результате три года подряд в республике производится сверх плана пользующихся спросом товаров на сумму более чем в полмиллиарда рублей. За последние годы в Белоруссии ликвидирован ранее существовавший дефицит на 200 видов изделий, обеспечивается стабильное удовлетворение в них спроса населения.

Сейчас для предприятий легкой промышленности резко ограничивается круг утверждаемых сверху показателей, их планы будут формироваться прежде всего на основе договоров с торговыми организациями. Повышается ответственность промышленных предприятий за строгое выполнение заказов торгующих организаций. Ужесточаются санкции за нарушение договорных обязательств.

ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление "Об улучшении планирования, экономического стимулирования и совершенствования управления производством товаров народного потребления в легкой промышленности" Начиная с 1 января 1987 г. будет проводиться глубокая перестройка хозяйственного механизма в отрасли, перевод объединений и предприятий на полный хозяйственный расчет.

План производства продукции будет устанавливаться теперь не по стоимости, в рублях, как было раньше, а в натуральном выражении, то есть конкретно: в штуках, метрах, парах; с выделением объемов выпуска товаров для детей, молодежи, лиц старшего возраста и, что весьма важно, по основным ценовым группам изделий. Шире будут использоваться длительные, заключенные на несколько лет, хозяйственные связи производственных объединений легкой промышленности с предприятиями смежных отраслей и торговыми организациями.

Намечено создание фирменных производственных объединений, которые должны быть законодателями моды по основным видам одежды. В XII пятилетке планируется увеличить количество фирменных магазинов до 200 - 250. Продажа особо модных товаров разрешена по договорным ценам.

Активизировалась работа по перераспределению товаров между отдельными районами и республиками. Так, в прошлом году в Азербайджанской ССР были проведены две оптовые ярмарки по продаже излишков, между торговыми организациями республики перемещено товаров на 3 млн. руб., в другие республики - на 28 млн. руб.

Реализация в стране Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг на 1986 - 1990 годы, в которой определены направления перестройки выпуска товаров, позволит уже к 1990 г. ликвидировать дефицит по широкому кругу непродовольственных товаров. Предусматривается насытить рынок товарами высокого качества и в самом широком ассортименте: дорогими и дешевыми, для молодежи и людей старшего возраста, на все вкусы и потребности, но, конечно, в пределах разумного.

Для решения намеченных задач принят ряд постановлений, в частности по повышению качества обуви, развитию производства изделий электротехнической промышленности, кинофототоваров, спорттоваров, игрушек, изделий местной промышленности, промышленной фасовки товаров, укреплению материально-технической базы торговли и др.

В недалеком будущем появятся в продаже и принципиально новые для отечественной промышленности товары: швейные машины с программным управлением, электронные игры и игрушки, микроволновые печи и посуда для них, фотоаппараты, позволяющие получать моментальные снимки непосредственно на фотобумагу, проекционные цветные телевизоры, телевизоры карманного формата и т. д.

А. ПЭРН, кандидат экономических наук

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно