Примерное время чтения: 7 минут
119

ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДЕЛО. ДИРЕКТОР

Буржуазная пропаганда прилагает немало усилий, чтобы противопоставить рабочему классу другие слои населения. И хотя на Западе окончательно "не решено", кого в СССР относить к избранным, "радиоголоса" чаще всего ведут речь о хозяйственных руководителях.

Мы решили поближе познакомиться с одним из "типичных" представителей "избранных", узнать его круг забот и обязанностей, увлечений и жизненных устремлений.

Так случилось, что с директором Московской хлопчатобумажной фабрики им. М. В. Фрунзе Федором Михайловичем Плехановым раньше встречаться не доводилось, хотя на фабрике бывал: беседовал с известными в стране людьми, в том числе с Героем Социалистического Труда М. С. Иванниковой.

Пройдя по цехам, переговорив с людьми, иной раз задумаешься: надо ли заходить к директору? Производственных секретов у нас не хранят, наоборот, стараются быстрее поделиться ими, всей необходимой для журналиста информацией располагают специалисты предприятия, да и то возьмем в расчет, что чаще всего главный герой в наших радио- и телепередачах, статьях вовсе не руководитель, а труженик, рабочий.

На фабрику я приехал без звонка и директора в кабинете не застал: Федор Михайлович задерживался по депутатским делам. Решил использовать время для заочного знакомства. От многих людей узнал я, что Плеханов здесь "свой человек", текстильщик. На фабрике гордятся тем, что он крупный ученый, доктор технических наук. И тем, кстати, что неожиданно для всех оставил довольно высокую должность в министерстве...

Рассказывали, что в библиотеке Федора Михайловича собраны альбомы с образцами тканей более чем столетней давности, редчайшие книги о зарождении текстильной промышленности в России и за рубежом, монографии о развитии отрасли. Книгами директора (это тоже подметили люди) может пользоваться каждый. А еще мне сказали, что нет в мире прядильной, чесальной, ткацкой машины, не знакомой Плеханову.

В тот день поговорить с Федором Михайловичем так и не удалось - он встречал французских и японских специалистов. Условились на завтра, пораньше. А пока Плеханов предложил мне познакомиться с фабрикой. Так я и сделал. Обошел все цехи, съездил на "Автомат" (так называется здесь новый филиал), побывал в заводском Доме культуры. И вот на что я обратил внимание: когда речь заходила о новом, мои собеседники непременно добавляли: "Это уже при Плеханове". Не в укор бывшему директору, нет. Все дело в том, что именно при Плеханове началась коренная перестройка цехов, подлинное перевооружение предприятия.

С ЗАБОТОЙ О ЛЮДЯХ

Наутро я застал Федора Михайловича... у школьной доски. Без пиджака, с расстегнутым воротом рубашки, он вычерчивал непонятную для меня, замысловатую схему.

- Вот колдую потихоньку, - поздоровавшись, улыбнулся Плеханов и показал на доску. - Сроки поджимают, а времени поразмышлять почти нет. Будем на следующий год весь ассортимент продукции обновлять.

- Значит, опять реконструкция?

- Время такое, - развел руками Плеханов. - Не все, конечно, но многое пора сменить.

И была в этом признании уверенность в необходимости постоянного совершенствования, проистекавшая, может быть, с того далекого времени, когда мальчишкой, помогая родителям по крестьянскому хозяйству, все стремился он модернизировать нехитрые механизмы.

В ящике письменного стола хранит Федор Михайлович несколько фотографий:

- На таких станках, все больше иностранной марки, мы работали когда-то. У текстильщиков это время называют "эрой веретен". Мы тогда держались в тени. Впереди были Англия, Франция, США и Япония.

- А сейчас?

- Теперь, как мы знаем, эпоха веретен канула в Лету. На смену пришли новые машины.

Накануне я видел их. Вернее, уже второе поколение. Смотрел и сравнивал. Люди постарше помнят, какой оглушающий грохот стоял в цехах от работающих станков. Пыль, жара. И теперь в цехе шумно, но при этом все же можно спокойно разговаривать. Никакой пыли и жары. Да и людей стало меньше.

- Численность работников уменьшилась на тысячу человек, - подтвердил директор. - Но, конечно, от этого сокращения никто из рабочих не пострадал, всем нашлась работа, только более творческая.

В ближайшие месяцы показатель ручного труда на фабрике станет еще меньше, так как будет задействован ряд новых машин. Производительность труда на участке возрастет вдвое.

Именно о таком революционном ускорении всегда мечтал Плеханов, понимая, что отдельные усовершенствования уже не дают желаемого результата. Хотя и они необходимы, чтобы не стоять на месте. И он старается ускорить этот процесс. Ради этого оставил высокую должность в министерстве, бился над докторской диссертацией, которую защитил здесь, И здесь же, на фабрике, она нашла свое практическое воплощение. Действует новое производство "Автомат" в Чертанове, его идеи используют текстильщики в Иванове, Камышине, Херсоне, Краснодаре, Благовещенске...

Давайте на короткое время отвлечемся от беседы с директором фабрики и посмотрим на проблему пошире.

В этой связи вспоминается выступление на XXVII съезде партии ткачихи Костромского льнокомбината им. В. И. Ленина В. Н. Плетневой. Говоря о проблемах, стоящих в настоящее время перед отраслью, она подчеркнула: "Практически до сих пор мы не имеем высокопроизводительного ткацкого станка для выпуска льняных тканей бытового назначения. Заявки на новые машины для прядильного производства удовлетворяются, как правило, всего наполовину. Да и поступающее оборудование во многом не отвечает требованиям времени..."

Как видим, опыт фабрики им. М. В. Фрунзе используется далеко не везде. Хотя, надо сказать, в последнее время число желающих наладить работу по-новому растет.

ГЛАЗАМИ "ДЕЛОВЫХ ЛЮДЕЙ"

Едут на фабрику и специалисты западных фирм. За последние годы побывало около 2 тыс. человек из 56 стран. Не туристы, заметьте, а деловые люди.

"Это современное производство" - таково мнение англичан, которые веками первенствовали на текстильном рынке. А вот что пишут в книге отзывов французы: "Очень понравилось. Одни машины, а где же люди?"

На этих встречах Плеханову задавали и другие вопросы, свидетельствовавшие об интересе западных специалистов к социальной стороне дела:

- Вы, наверное, богатый человек, мистер Плеханов? Сколько вы получаете?

- С премией около 340 рублей в месяц. Плюс надбавка за ученую степень.

- А сколько получают рабочие фабрики?

- В среднем 270 рублей.

- Чем заняты члены вашей семьи?

- Жена работает врачом в поликлинике. Сын пошел по моим стопам: закончил текстильный институт, сейчас он там секретарь комитета комсомола, готовится писать диссертацию...

- Как остро стоит на фабрике проблема жилья?

- В очереди на жилье 100 семей. Точнее, на улучшение жилищных условий. Конечно, это много.

Но уже есть проект жилого дома на сто квартир, выделен участок, скоро начнем строительство. С тем, чтобы в XII пятилетке решить жилищную проблему, как решили проблему детских садов: дети работников предприятия обеспечены ими полностью, так же как и пионерским лагерем для отдыха почти тысячи ребят.

Кроме того, фабрика имеет свое профессионально- техническое училище для подготовки кадров, хороший Дом культуры, где проводит свободное время молодежь. Есть и подсобное хозяйство...

В глазах западных специалистов читалось недоумение. Для многих из них технический и социальный уровень развития коллектива оказался явно выше тех "стандартов", которые приписываются нам буржуазной пропагандой. Почти два дня на фабрике были японские специалисты, вот их мнение: "Спасибо, что имели возможность познакомиться с вами и кое- чему поучиться".

* * *

На 53% по сравнению с 1970 г. повысилась производительность труда в хлопчатобумажной промышленности.

* * *

Более 32 млн. м"sup"2"/sup" тканей всех видов производится только за одни сутки в нашей стране.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно