aif.ru counter
04.03.1986 00:00
21

[Есть ответы] Ваши вопросы от 03.03.1986

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10 04/03/1986

В западной прессе сообщается, что в СССР уже "бродит призрак массовых увольнений", вызванный научно-технической революцией и проводимой в стране перестройкой. Грозит ли советским людям безработица?

В. Соболев, Псков

На вопрос отвечает известный экономист академик Т. ЗАСЛАВСКАЯ.

ПОПРОБУЕМ разобраться в проблеме. В Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 - 1990 годы и на период до 2000 года предусматривается только за ближайшие пять лет поднять уровень автоматизации производства примерно в два раза. И при этом будет обеспечиваться полная и рациональная занятость населения. Как это произойдет?

Начнем с того, что ускорение научно-технического прогресса не может осуществиться сразу, в один момент, поэтому и высвобождение работников в результате автоматизации будет происходить постепенно, Например, в 1985 г. в СССР за счет внедрения научно-технических новшеств в промышленности было условно высвобождено более 700 тыс. человек, или меньше 1% работающих в отраслях индустрии. Цифра эта, конечно, немалая даже для такой большой страны, как СССР, но и она, как мы смогли убедиться, не вызвала в нашей стране "избыточные трудовые ресурсы".

Говоря о будущем, о социальных последствиях автоматизации в СССР, нельзя упускать из виду, что в настоящее время во многих отраслях и регионах страны ощущается недостаток рабочей силы, Это проявляется, в частности, в том, что предприятия работают с малым коэффициентом сменности оборудования, и вопрос о его повышении стоит довольно остро. При переходе только на двухсменную работу установленного сейчас оборудования число работников в промышленности надо увеличить в полтора раза.

Далее. Ускорение научно-технического прогресса предъявляет все более высокие требования к квалификации работников. Значит, должна возрастать доля тех людей, которые будут отвлечены от работы для бесплатного обучения и переобучения.

Правда, не все из обучаемых вернутся на прежнее место работы. Определенное перераспределение рабочей силы между отраслями народного хозяйства, сферами человеческой деятельности и регионами - процесс закономерный, и общество в нем заинтересовано. Естественно, что при этом люди, высвобождаемые из активно автоматизируемых отраслей, окажутся перед выбором. Скорее всего, им придется или выбрать иную специальность (скажем, переквалифицироваться из токаря в наладчика станочных систем), или вовсе сменить профессию. Но у них есть и другой вариант: переехать в тот район страны, где не хватает рабочих рук по интересующему данного человека профилю.

Конечно, чтобы интересы общества не приходили при этом в противоречие с личными и переезд из Подмосковья, скажем, в Тюмень не воспринимался человеком обостренно, государство проводит социальную политику, стимулирующую такую миграцию населения.

Кстати, сфера обслуживания - еще один резерв для высвободившихся работников. Пока эта отрасль развивается более медленными темпами, чем нам хотелось бы.

"А если все же получится диспропорция, если количество работников превысит потребность в них народного хозяйства страны?" - спросит иной читатель.

Для планомерно развивающегося социалистического общества и эта проблема вполне разрешима: она привела бы к сокращению продолжительности рабочего времени и увеличению тем самым времени свободного, которое, по словам Маркса, является "мерой богатства" общества и условием всестороннего развития всех его граждан.

Процесс ликвидации малоэффективных рабочих мест - естественное следствие научно- технического прогресса, характерное для любой социальной системы. Но пути решения возникающих здесь проблем обусловлены особенностями капиталистического и социалистического способов производства. Первый - увольнять высвободившихся работников и использовать оставшихся с прежней, а то и большей интенсивностью - характеризует экономику капиталистическую. Второй - оптимально перераспределять работников между отраслями и профессиями, сокращать рабочий день, увеличивая таким образом фонд свободного времени, предоставлять каждому человеку все больше возможностей для всестороннего развития - является высшим смыслом социалистического способа производства.

Итак, возможно ли в Советском Союзе массовое сокращение рабочих мест? Да, возможно. Реальна ли в связи с этим безработица? Нет, не реальна.

(АПН)

* * *

Расскажите, пожалуйста, сколько часов современный рабочий в США работает на себя и сколько - на предпринимателя.

Л. Датий, Кишинев

В ОДНОМ из недавних номеров американского профсоюзного еженедельника "Лейбор тудей" была помещена статья под заголовком: "Мы давно заплатили за это трудом". Согласно приведенным там данным, в начале 80-х годов необходимое рабочее время, в течение которого создается эквивалент заработной плате трудящегося, составило в США 2 часа 24 минуты.

Внедрение новой техники в производство, интенсификация труда, рост его производительности привели к сокращению: необходимого рабочего времени почти на 1 час по сравнению с 1947 г. При неизменной продолжительности рабочего дня это означает не что иное, как прямой рост присвоения результатов неоплаченного труда капиталом. Если в 1947 г. на каждый доллар, выплаченный американскому рабочему, приходилось 2,5 доллара прибыли предпринимателя, то в 1981 г, эта прибыль увеличилась на 40% а составила 3,5 доллара.

Если бы капитал в 80-е годы довольствовался той же нормой присвоения, что и в конце 40-х годов, и пошел на пропорциональное сокращение часов труда, то в США, по подсчетам профсоюзов, не только не было бы нынешней гигантской безработицы, но рабочая сила оказалась бы в дефиците.

Однако капитал изменил бы своей природе эксплуататора, добровольно согласившись на это. Напротив, в последние 10 лет его стремление выжать максимум доходов из труда минимального числа рабочих обнаружило себя с особой силой.

Прогрессивное американское издание "Экономик ноутс" обрисовало положение таким образом: "У многих рабочих нет другого выхода, кроме работы, до полного истощения сил, в то время как тысячи их собратьев обречены на безработицу. Проблема сверхурочных часов приобрела беспрецедентный масштаб, поскольку предприниматели пытаются выжать до последней капли неоплаченный труд нанятых рабочих". По данным специалистов, среднегодовая продолжительность сверхурочных часов достигла в США - 120, в Англии - 130, в Японии - 191.

Л. АРСКАЯ

* * *

В печати нередко публикуются материалы о подсобных сельских хозяйствах предприятий, организаций, учреждений. Каков порядок организации и деятельности таких подсобных хозяйств?

К. Тихомирова, Москва.

ЭТОТ порядок определен постановлением Совета Министров СССР "О подсобных сельских хозяйствах предприятий, организаций, учреждений".

Документом предусмотрено, что подсобные сельские хозяйства создаются в целях увеличения производства сельскохозяйственной продукции, необходимой для улучшения общественного питания в столовых, обслуживающих работников предприятий, организаций, учреждений, в лечебных и детских учреждениях, пионерских лагерях, базах и домах отдыха, а также для продажи продуктов питания работникам.

Обеспечение подсобных сельских хозяйств сельскохозяйственными машинами и оборудованием, запасными частями, сортовыми семенами, гербицидами, ядохимикатами осуществляемся в порядке, установленном для совхозов.

Планы государственных закупок сельскохозяйственной продукции подсобным сельским хозяйствам предприятий, организаций, учреждений не устанавливаются.

Правительство СССР обратило внимание министерств, ведомств, местных советских органов на необходимость создания в подсобных сельских хозяйствах прочной кормовой базы, чтобы производство продукции животноводства велось на собственных кормах.

Советам Министров союзных и автономных республик, крайисполкомам и облисполкомам поручено предусматривать в планах выделение предприятиям, организациям, учреждениям по их заявкам необходимых местных строительных и других материалов для подсобных сельских хозяйств.

Совет Министров СССР утвердил примерное положение о подсобном сельском хозяйстве. Как отмечается в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, советские люди должны в короткие сроки почувствовать результаты общих усилий по кардинальному решению продовольственной проблемы. Этому, несомненно, будут способствовать и принимаемые меры по развитию подсобных сельских хозяйств предприятий, организаций и учреждений.

В. ПЕТРОВ

* * *

Как получилось, что США - богатейшая капиталистическая держава - оказались страной- должником?

С. Беляев, Минск

ВЕСНОЙ 1985 г, сумма иностранных активов в США впервые со времен первой мировой войны сравнялась с величиной американских инвестиций за рубежом и достигла 900 млрд. долл. Однако уже к концу прошлого года она превысила их примерно на 100 млрд. долл. Таким образом, богатейшая держава капиталистического мира стала страной- должником. Подсчитано, что при сохранении нынешней тенденции внешний долг США достигнет к 1990 г. 800 - 1000 млрд. долл.

Превращение США в страну-должника - это прежде всего результат многолетней политики правящих кругов, делающих ставку на безудержную гонку вооружений и постоянное увеличение военного бюджета. В последние годы все большая часть валового национального продукта (6 - 7%) шла на нужды Пентагона, а стало быть, изымалась из процесса расширенного воспроизводства. Эти средства отнюдь не компенсировались повышением производительности труда или сокращением личного потребления граждан страны. К тому же темпы роста пентагоновских ассигнований превышали темпы роста ВНП, который ежегодно возрастал менее чем на 3%. В результате расходная часть бюджета с каждым годом превышала доходную. Попытки залатать образовавшиеся бреши с помощью сокращения социальных программ результатов, как известно, не принесли.

Огромный дефицит бюджета правительство США (см. таблицу) компенсирует займами у частных банков, страховых фондов и прочих финансовых организации. Однако если бы Белый дом рассчитывал исключительно на финансовые ресурсы страны, то администрация не смогла бы свести концы с концами в области экономики. Поэтому она все в большей степени вынуждена полагаться на приток иностранных капиталов. При этом следует отметить, что зарубежные инвесторы с удовольствием переводили в США свои свободные средства, поскольку там они получали более высокий процент, чем у себя дома. Таким образом иностранные активы в США возросли с 416 млрд. долл. в 1979 г. до своего нынешнего триллионного уровня. По оценке журнала "Бизнес уик", приток иностранного капитала в текущем году будет эквивалентен 3,1% ВНП США и покроет почти 30% всех потребностей государства и монополий в займах. Такой ценой будет покрыт дефицит бюджета и пассивное сальдо платежного баланса по текущим операциям.

Паразитирование на чужих капиталах позволило США временно обеспечить себе более высокие, чем в среднем по капиталистическому миру, темпы экономического роста.

Пока что страна не ощущает всех возможных пагубных последствий жизни за чужой счет. Однако ведущие американские экономисты считают, что растущая внешняя задолженность США чревата серьезными потрясениями не только для США, но и для всего капиталистического мира. Уже сейчас существует возможность лавинообразного оттока иностранных капиталов, который неизбежно вызовет падение курса доллара, приведет к росту процентных ставок и очередной вспышке инфляции. При дальнейшем увеличении внешнего долга США на себе могут испытать действие механизма выкачивания ресурсов, которым американские монополии обескровливают экономику Бразилии, Мексики и других стран с высокими суммами внешней задолженности. Понимают все возможные осложнения этого и в Вашингтоне. Поэтому администрация пытается предпринимать меры к снижению бюджетного дефицита. Делается это, как и прежде, за счет сокращения социальных программ при условии дальнейшего наращивания военных ассигнований. В 1987 финансовом году Белый дом планирует урезать около 40 программ помощи беднейшим слоям населения, а бюджет Пентагона увеличить до 311,6 млрд. долл. При таком подходе к проблеме бюджетного дефицита многие американские экономисты считают, что администрации не удастся разрешить ее и до конца нынешнего века. Пока можно напомнить, что нынешний хозяин Белого дома торжественно обещает выровнять "бюджетные весы" уже шестой год. Чем обернулись эти обещания, известно.

ПОКАЗАТЕЛИ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА США"sup"1"/sup" (млрд. долл.

"sup"1"/sup" Цифры округленные.

Ю. НЕЧАЕВ

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество