Примерное время чтения: 6 минут
77

НА ВОЛНЕ "ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ВОЙНЫ". Би-би-си: дезинформация под видом новостей

ПО ПОСЛЕДНИМ оценкам, в мире сегодня насчитывается полтора миллиарда радиоприемников - в семь раз больше, чем 30 лет назад. "Для радио не существует границ", - писал в своей книге "Радиовещание как международная сила" бывший глава Британской радиовещательной корпорации (Би-би-си) У. Хейли, подразумевая под этим не расстояния вообще, а реальные государственные границы. Масштабы потенциальной аудитории, оперативность и технические возможности радио послужили основным мотивом для его выбора в качестве главного канала идеологических диверсий империализма на международной арене. Последние годы подтвердили, что Запад придает важное значение дальнейшему наращиванию своей "радиоактивности" в международном эфире.

БИ-БИ-СИ - "ОБЩЕСТВЕННАЯ" ОРГАНИЗАЦИЯ АНГЛИЙСКОГО КАПИТАЛА

Старейшим и наиболее опытным из всех ныне существующих радиоцентров Запада является Би-би-си. Иновещание из Лондона было начато еще в 1932 г. Первой, если не считать передач гитлеровской пропаганды, Би-би-си открыла и регулярное вещание на русском языке в 1946 г. По масштабам иновещания Британская радиокорпорация остается одним из крупнейших западных радиоцентров. Согласно отчету Би-би- си за 1985 финансовый год, её передачи на зарубежную аудиторию ведутся на 37 языках (включая английский) общим объемом 728 часов в неделю.

Взлелеянная на традициях буржуазной английской прессы и британской дипломатической школы, Би-би-си во многом опиралась на влияние Англии в Азии и Африке, а в дальнейшем - и на то, что в годы второй мировой войны она была важным источником информации для миллионов европейцев. Эти факты до сих пор активно используются лондонским радио в целях саморекламы. "В мире нет другой такой организации, как наша, - заявлял Ч. Каррен, занимавший в 70-е годы пост генерального директора Би-би-си. - Мы независимы и следуем гуманной демократии. Наш главный критерий - честность".

"Независимость" Би-би-си заключается в том, что она создана как "общественная организация", формально не подчиненная правительству. При этом, однако, британское иновещание финансируется непосредственно из государственной казны (около 90 млн. ф. ст. в год), а его объем и языки определяются Форин офисом. Менее известно то, что специальный отдел британского МИДа готовит "направленные" материалы (как правило, антисоветского, антикоммунистического характера) для включения их в программы иновещания, а также распространения в буржуазной прессе. Следует добавить, что все 30 тыс. сотрудников Би-би-си, включая работников внутреннего вещания и телевидения, находятся, как писал еженедельник "Обсервер", под "постоянным политическим наблюдением" службы МИ-5 - подразделения британской контрразведки, без санкции которой к тому же не происходит ни одно передвижение по службе или прием на работу.

"ИНТЕЛЛИГЕНТНАЯ ЛОЖЬ"

Для деятельности Би-би-си, особенно в последние годы, характерна концентрация вещания на определенных языках и регионах. Сократив некоторые второстепенные, с ее точки зрения, службы, она направляет все большую часть средств для усиления пропаганды на СССР и другие страны социализма, а также развивающиеся государства. Так, если в середине 70-х годов объем вещания из Лондона на русском языке немногим превышал 30 часов в неделю, то сейчас составляет 46 часов.

Эта тенденция приобрела столь явный характер, что дала повод ежегоднику Британской радиокорпорации с беспокойством заметить: "Как бы явный акцент на коммунистическом и третьем мире не создал вредного впечатления о том, что службы иновещания под прикрытием своей беспристрастности являются не более чем орудием психологической войны".

Что касается "честности" и "надежности", то многолетняя практика Би-би-си дает немало примеров не только искажения, но и прямого извращения фактов. Достаточно напомнить ее оказавшееся выдумкой сообщение об "убийстве" архиепископа Макариоса во время путча на Кипре в 1974 г. или передававшуюся в течение двух суток на весь мир версию о "самоубийстве" Сальвадора Альенде.

И все же излюбленная тактика Би-би-си состоит в ином - в использовании соответствующим образом подобранных и поданных "новостей" и "фактов". Ее кредо - пропаганда "без нажима". Определяя подобную тактику, известный американский социолог Р. Мертон сформулировал ее так: "Пропаганда фактами не говорит: иди туда, а показывает дорогу, которую следовало бы выбрать..."

Такой пропагандистский "стиль" в значительной мере связан с традиционной не только для Би-би-си, но и для британской внешнеполитической пропаганды вообще ориентацией на более образованную часть аудитории. В своей пропаганде на социалистические страны стратеги лондонского радио выделяют прежде всего интеллигенцию и студенчество. Отсюда и стремление вести вещание в "сдержанно- информативном" тоне, составлять комментарии в манере "интеллигентной беседы".

ЗА ШИРМОЙ "ОБЪЕКТИВНОСТИ"

Би-би-си, как правило, избегает "лобовой атаки" на социализм и дает понять, что она-де вовсе не желает его замены капитализмом. Ответственные сотрудники восточноевропейского отдела Би-би-си специально предупреждают своих коллег: "Если мы будем пичкать их своими идеологическими концепциями, то тем самым оттолкнем от себя"; "если мы будем пытаться обратить этих людей в капитализм или какой-нибудь другой "изм", то непременно потерпим неудачу".

Что же касается антисоветских пассажей и тезисов, то все это, уверяет Би-би-си, диктуется самыми "благородными" намерениями: "Критикуя социализм, мы способствуем его улучшению". В плане подобных "рекомендаций" она, например, передавала заимствованный из "Файнэншл таймс" материал, в котором излагалась своего рода "идеальная модель" социалистической экономики. Избегая прямых аналогий с капитализмом и упоминаний о частной собственности, Би-би-си излагала реформы, которые по сути своей означают внедрение методов капиталистической конкуренции, ценообразования и т. д. Чтобы вызвать большее доверие слушателей, в эти "рекомендации" были вмонтированы и некоторые верные положения (явно почерпнутые из советских источников), в принципе не отрицалась и необходимость планирования.

Было бы заблуждением считать, что Би-би-си ведет пропаганду в отрыве от реальной почвы. Она тщательно следит за имеющимися проблемами и тенденциями, например, в нашей хозяйственной жизни, стремясь использовать некоторые реальные факты для искажения общей картины. Так, в комментарии, приуроченном к пуску БАМа, она называла магистраль "эпохальной, грандиозной стройкой", признавала "мужество ее строителей", а затем заявила, что БАМ якобы носит "престижный характер" и что средства лучше было бы направить на техническую модернизацию существующих предприятий.

Однако противоречие, на котором пыталась играть Би-би-си, является мнимым: БАМ строился не по соображениям престижа, а в целях ускоренного освоения восточных районов. Перестройка же инвестиционной политики в СССР не означает отказа от нового строительства вообще: есть новые объекты, которые дают высокий эффект и без которых обойтись нельзя.

Окончание следует.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно