Примерное время чтения: 10 минут
357

СОВЕТСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Заботы и радости семьи Семкиных

Прежде всего представим семью Семкиных. Светлана Викторовна, закончив МВТУ им. Баумана, уже более 20 лет работает в Институте научно-технической информации химического и нефтяного машиностроения. Сергей Тимофеевич - сотрудник Госплана РСФСР. У них восемь детей - пять сыновей и три дочери. Старшему, Виктору, 24 года, младшей, Фене, 10 лет.

"Восемь детей! - удивится кто-то и добавит: - Ведь всех надо накормить, одеть... А учитывая запросы сегодняшней молодежи, это, наверное, невозможно сделать на должном уровне!"

Так и я считал до знакомства с Семкиными. Но сейчас сказать, чтобы они бедствовали, сводили "концы с концами", никак не могу. Ближе познакомившись с их образом жизни, бюджетом, я понял, что за их жизненным укладом, благополучием стоит гораздо больше, чем умение вести домашнее хозяйство, добиваться лада в семье, растить детей здоровыми и воспитанными... Впрочем, не хотелось бы сразу навязывать свое мнение. Давайте вместе посмотрим, как живет в нашей стране многодетная семья. А уж выводы каждый, наверное, сможет сделать сам.

ОСОБЫЙ РАСЧЕТ

Семейный бюджет Семкиных составляет 635 рублей в месяц. Складывается он из зарплаты родителей и дочери Любы, стипендий сыновей - Виктора, Сергея, Ивана. Остальные - школьники.

На продукты Светлана Викторовна тратит в день около 10 рублей. Значит, в месяц - 300 рублей. 335 рублей идет на другие нужды семьи.

Итак, 10 рублей в день на 10 человек. Много это или мало? Возможно, кто-то категорично ответит, что на 10 рублей, мол, ничего, кроме хлеба, масла, сахара и еще какой-либо мелочи, не купишь. Но Семкины умудряются прокормить на 10 рублей такую большую семью. К тому же, поверьте на слово, никто в семье отсутствием аппетита не страдает. И надо отдать должное тому, что завтраки, обеды и ужины у них отличаются таким разнообразием, какое встретишь в немногих семьях.

В чем же дело? На этот вопрос можно ответить так - в отношении к продуктам, в умении их покупать, в мастерстве приготовления. А также в расчете. Хлеба покупается ровно столько, сколько необходимо: мяса - чтобы было его достаточно каждому. Строго соблюдается чередование мясных, молочных, овощных и рыбных дней, что вызвано как экономической необходимостью, так и медицинской. Такой, я бы сказал, научный подход Светланы Викторовны к рациону питания, в котором большая калорийность сочетается с богатством витаминов, во многом способствует укреплению здоровья.

Большое подспорье семейному бюджету и заготовленные впрок, еще с осени, домашние соленья, консервированные фрукты, ягоды, варенье. Все это всегда в изобилии на столе Семкиных.

Я далек от мысли, чтобы экономические принципы Семкиных выдавать за какой-то готовый рецепт для каждой семьи. Но справедливости ради надо сказать, что бережное отношение ко всему помогает им в жизни. И бережливость эта - отнюдь не только из-за скромности бюджета: Семкины научились и умеют уважать заработанную копейку, труд других людей, ибо эти люди и государство взяли на себя часть забот Семкиных. И права Светлана Викторовна, когда говорит, что в западной стране ее семья давно пошла бы по миру...

В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ КОНКРЕТНАЯ ПОМОЩЬ?

В общем-то она касается каждого из нас. И мы принимаем ее как должное, порой даже не задумываясь, во что обходится она государству. Кому из нас, например, придет в голову, что желание приобрести профессию может лечь тяжким бременем на плечи родителей? А ведь в капиталистическом мире за исполнение этого желания надо заплатить немалые деньги.

В этой связи мне вспоминается приезд японского журналиста Тагучи, который сопровождал губернатора префектуры Акита в поездке по Советскому Союзу. За долгий перелет из Хабаровска в Москву мы о многом переговорили. И, конечно, коснулись таких вопросов, как материнство и детство: японцы всегда проявляют интерес к этой стороне жизни нашей страны. Просят показать им детские сады, школы, с удовольствием бывают в семьях. Я познакомил его с Семкиными и спросил потом, как он представляет себе положение этой семьи, если допустить, что Светлане Викторовне и Сергею Тимофеевичу пришлось бы платить за образование восьми своих ребят, за покупку учебников, за школьную форму. Добавим еще - за завтраки. Мой японский коллега схватился за голову. Этот жест был красноречивее слов...

Да, нетрудно представить жизнь этой семьи, если бы добрую половину забот о ней не взяло на себя государство, утвердив в своем Основном Законе, что семья находится под его защитой. И в первую очередь семья многодетная, которой предоставляются особые льготы, выплачиваются пособия и оказываются другие виды помощи.

Еще когда ребятишки Семкиных ходили в детский сад, государство сохраняло значительную часть их семейного бюджета. К примеру, Светлана Викторовна платила за четверых детей столько же, сколько родители, у которых двое малышей. К тому же на каждого ребенка Семкины получали единовременное и ежемесячное (до восьмилетнего возраста) пособия.

Когда их дети пошли учиться, школа помогала одевать и обувать ребятишек. А однажды перед самым Новым годом к дому подкатил микроавтобус. Зимние и летние вещи, постельное белье, книги, игрушки - все это еле-еле уместилось в нем. То был подарок от городского отдела народного образования...

Государство предоставило семье просторную пятикомнатную квартиру на Кутузовском проспекте, где живут Семкины и по сей день. Ну а если предположить, что за такую квартиру пришлось бы платить по расценкам, существующим, скажем, в Америке, Англии или других капиталистических странах? Уверен, что семья не испытала бы радости в день новоселья. И скорее всего, отказалась бы от подобного предложения. Даже если бы ее бюджет вдвое или втрое превышал нынешний.

Наверняка детям постарше пришлось бы подрабатывать, чтобы помогать семье. Что же касается высшего образования, то осуществить свою мечту им вряд ли удалось бы... Сегодня же в семье Семкиных уже четыре студента. Виктор и Сергей пошли по стопам отца, учатся в Московской ветеринарной академии им. К. И. Скрябина. Люба, работая в детском саду, поступила на вечернее отделение Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина. Иван заканчивает музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова. И главное - все они спокойны за свой завтрашний день - им не придется тратить время и силы на поиски работы.

МАЛЕНЬКИЙ СЕКРЕТ БОЛЬШОЙ СЕМЬИ

Чего не может себе позволить семья Семкиных?

Жить расточительно, выбрасывать деньги на ветер. Слепо следовать за модой. Хотя понятно, что всем хочется выглядеть модно и нарядно, особенно девочкам. Но, оказывается, и это желание вполне осуществимо. Светлана Викторовна вместе с дочерьми за один вечер может сшить модное красивое платье из доступной по цене ткани. Сейчас уже можно открыть один небольшой семейный секрет: выпускное платье Любы, которое привело в восторг ее одноклассниц, обошлось семье всего в 16 рублей.

Семкины широко пользуются кредитом и считают его не долговой ямой, а удобством, особенно для большой семьи. В кредит Светлана Викторовна и Сергей Тимофеевич покупают пальто, костюмы. Те, что подороже и попрактичнее. И конечно, чтобы отвечали сегодняшней моде. Все дети Семкиных одеты хорошо и от своих сверстников ничем не отличаются.

В доме Семкиных есть все, чем ныне увлекается молодежь: два магнитофона - "Маяк" и "Комета", стереопроигрыватель "Россия", три баяна (один из них концертный), виолончель, фотоаппараты, кинокамера, проектор, хорошая фонотека, много книг. Младшие никогда не были обделены игрушками. Большинство из них они сделали своими руками. И ко всему, что есть в доме, все относятся очень бережно. Так уж они воспитаны...

Но, к сожалению, случается, что деньги все же приходится выбрасывать на ветер. И не по своей прихоти, а по вине людей, недобросовестно относящихся к своей работе. Возьмем хотя бы такой пример. Из 10 килограммов картофеля, покупаемых на день, как правило, килограмм уходит в отходы. Из-за неправильного хранения на базе. Но мы порой не обращаем на это внимания, дескать, 10 копеек - это же мелочь! А если прикинуть, во сколько обходятся такие мелочи Семкиным? Минимум 3 рубля в месяц. А ведь на эти деньги можно было бы купить, скажем, полтора килограмма мяса или два килограмма яблок, килограмм сыра или почти килограмм масла. По самым скромным подсчетам, недобросовестность некоторых работников обходится Семкиным в 36 рублей в год. Подобная "мелочь" оборачивается некупленной обувью, платьем, шапочкой...

Или еще один пример. Более трех лет копили Семкины деньги на новый телевизор. Наконец купили его, но вскоре он вышел из строя. И это уже не мелочь. Деньги в прямом смысле были выброшены на ветер. Та же история - со стиральной машиной "Эврика". Подсчеты Сергея Тимофеевича показали, что ее ремонт превысит стоимость. Поэтому пришлось корпус снести на свалку, а кое-какие части приспособить к старенькой машине. Вот во что обходится многодетной семье, да и не только ей, плохая работа тех, кто отвечает за качество товаров. И это в то время, когда государство старается материально помочь многодетной семье.

СКОЛЬКО СТОИТ ДАЧА?

Сказать, что она досталась Семкиным бесплатно, было бы неправильно, хотя они не заплатили за нее ни одного рубля. Они заработали ее добром, и добром им отплатили.

Еще когда все дети были маленькими, в семье родился домашний театр, который впоследствии перерос в школьный. Такой же театр организовали и в деревне Афанасовка Наро- Фоминского района, где однажды летом отдыхали. С тех пор и завязалась их дружба. Директор совхоза выделил семье участок и один из опустевших домов. Сельчане помогли привести его в порядок. Так и прижились в деревне. Ездят туда зимой и летом, ставят сказки для сельских ребятишек, руководят художественной самодеятельностью. А на пятнадцати сотках уже набрал силу молодой сад. На участке Семкины выращивают клубнику, смородину, овощи. Осенью консервируют, маринуют, солят, чтобы разнообразить стол зимой, тем самым ни в чем не отказывая себе и сохраняя часть бюджета. Второй год Семкины разводят кур, кроликов, купили козу. Во многом, конечно, помогают соседи.

О людях, которых жизнь связала с семьей Семкиных, хотелось бы сказать особо. Рассказывая о них, Светлана Викторовна призналась: "Без людей мне было бы трудно вырастить ребят. В институте мне всегда помогают. Настояли, чтобы я работала дома, присматривала за детьми. Случилось так, что я тяжело заболела и мои сослуживцы целиком и полностью взяли на себя заботу о детях, о семье. И в деревне к нам душевно относятся. Соседи даже присматривают за живностью. Словом, в своих трудностях мы никогда не чувствовали себя одинокими, оставшимися наедине со своими заботами..."

ИНАЧЕ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ

Когда я просматривал кадры семейной кинохроники Семкиных, задуманной еще в тот день, когда родился первенец, - передо мной мелькали счастливые и радостные лица детей. И невольно вспоминались другие... Не но возрасту озабоченные, познавшие лишения и голод, забывшие радости детских забав. Не раз мы видели их в кадрах зарубежной кинохроники... И, словно прочитав мои мысли, Светлана Викторовна сказала: "Мы бы не выжили там. Не знаю, что стало бы с моими ребятами, если бы не забота государства. Я даже затрудняюсь перечислить все те многочисленные документы, в которых говорится о защите материнства, детства, о расширении льгот семьям, об увеличении пособий... Недавно еще раз перечитала проект Основных направлений и в каждой строчке находила именно то, что касается меня, моих детей, моей семьи. И без этого не представляю нашей жизни".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно