Примерное время чтения: 5 минут
1956

Тайны подземелий острова Матуа

В годы Великой Отечественной войны здесь не пострадал ни один наш солдат, а в мирное время бесследно исчезли десятки российских пограничников.

МАТУА - небольшой островок (6 на 12 км), расположенный в самом центре Курильской гряды. В годы Великой Отечественной японцы превратили его в неприступную крепость, планируя использовать как плацдарм на случай войны с СССР. Однако 25 августа 1945 года находящийся на острове отдельный императорский полк, подчинённый Ставке, сдался без боя. 40 советских пограничников беспрепятственно пленили 3811 японских солдат и офицеров.

Японская водка для прапорщика

С ПЕРВЫХ же дней пребывания наших военных на Матуа стало понятно, что остров таит множество тайн и загадок. Командование рассчитывало найти здесь немало трофеев: самолётов, пушек, боеприпасов. Но вся военная техника как под землю провалилась. Когда начали восстанавливать порушенные коммуникации, неожиданно проснулся находящийся в центре Матуа вулкан - пик Сарычева. Извержение происходило с такой силой, что вылетающие из жерла огромные глыбы сбивали птиц, парящих за сотни метров от кратера.

Через некоторое время на побережье удалось развернуть погранзаставу. Тогда-то и были предприняты первые попытки исследовать остров. Камчатские пограничники до сих пор вспоминают историю о прапорщике, который всякий раз после прогулок по острову возвращался навеселе и приносил пару-тройку бутылок саке. Где он доставал японскую водку, никто так и не узнал. На острове часто случались пожары, в которых гибли люди, несколько пограничников сорвались со скал, попали в снежные лавины. В конце 90-х в результате несчастного случая погиб заместитель начальника погранзаставы.

Как-то на Матуа на вертолёте прилетела высокопоставленная комиссия во главе с генералом для выяснения причин очередной трагедии. Отработав, офицеры собрались возвращаться на Камчатку. Ми-26 успел подняться в воздух лишь на несколько метров, как у него с треском отвалилась одна из лопастей. Винтокрылая машина еле-еле дотянула до посадочной площадки и грохнулась на землю. К счастью, никто серьёзно не пострадал. Подручными средствами вертолёт ремонтировали больше месяца. Всё это время 20 полковников и один генерал жили на острове, вместе с солдатами добывая себе пропитание рыбалкой и охотой.

В 2000 году пограничники окончательно оставили неприветливый остров: после сильного пожара заставу пришлось законсервировать.

Остров стал необитаем, но желающие разыскать военную технику остались. Один из них - исследователь-энтузиаст Евгений Верещага. "Масштабы построенных японцами военных объектов поражают воображение, - говорит Евгений. - Однажды мы случайно наткнулись на настоящий подземный город протяжённостью в несколько сотен метров. Его стены аккуратно отделаны деревом и гипсокартоном, а входы во множественные ответвления взорваны".

Есть на Матуа необыкновенный холм высотой 120 метров и 500 метров в диаметре. Существует мнение, что это искусственная сопка, служившая замаскированным ангаром для самолётов. На её склоне отчётливо выделяется очень широкая рукотворная впадина, заросшая деревьями и кустарником. Вероятно, здесь располагались ворота в ангар, которые сначала были взорваны, а затем засыпаны пеплом извергающегося вулкана.

"Разгадывая тайны Матуа, приходится строить самые невероятные предположения. Возможно, японцы сбросили в жерло вулкана весь свой боезапас, а затем подорвали его, вызвав мощное извержение, - продолжает Е. Верещага. - Эта версия на первый взгляд звучит фантастично. Но вверх по конусу вулкана проложена дорога, где и спустя десятилетия можно разглядеть следы гусеничной техники. Что японцы возили к кратеру - можно только догадываться".

Что просил Трумэн у Сталина?

ПРОШЛЫМ летом на корабле береговой охраны "Воровский" в поход на Матуа отправился командующий региональным погрануправлением Северо-Востока России генерал-лейтенант Валерий Путов. На борт корабля взяли единственного журналиста - корреспондента "АиФ". Не доходя до острова, судно встало на рейд, а мы спешно загрузились в вертолёт, который должен был доставить нас на берег. Как только Ка-27 оторвался от палубы, раздался громкий хлопок - у вертолёта вырвало дверь десантного люка. Сразу вспомнились легенды о духе Матуа, который не очень-то жалует российских генералов, а у нас сам командующий на борту. До берега вертолёт худо-бедно дотянул, а затем улетел на судно, где ему предстоял серьёзный ремонт...

Остров вдоль и поперёк изрыт рвами, окопами, пещерами. Многочисленные доты и ангары хорошо сохранились, а некоторые объекты можно использовать и сегодня, например аэродром. Он так грамотно расположен, что самолёты могут взлетать и приземляться при ветре любой силы и любого направления. Взлётные полосы когда-то обогревались термальной водой, но сейчас трубопровод, увы, разрушен.

В одной из береговых скал трудолюбивые японцы вырубили огромную пещеру, где легко может спрятаться подлодка. Побывали мы и в предполагаемой резиденции командования гарнизона, прекрасно замаскированной в одном из окрестных холмов. Её стены аккуратно выложены камнем, неподалёку есть бассейн и подземная баня.

Разгадать тайны подземелий пока никому так и не удалось. Японцы, ссылаясь на секретность информации, упорно не отвечают на запросы российских исследователей. Не очень охотно идут на сотрудничество и американцы, которые тоже что-то знают. Во время Второй мировой войны союзная авиация, бомбившая в Тихом океане всё, что принадлежало Японии, обходила Матуа стороной. А когда война закончилась, президент Трумэн обратился к Сталину с неожиданной просьбой - предоставить США один из островов в центре Курил. Чем же Матуа так привлёк Америку? Это ещё одна из его загадок... Сталин согласился рассмотреть предложение Трумэна, правда, при одном условии - если США предоставят Советскому Союзу один из Алеутских островов...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно