Примерное время чтения: 5 минут
96

Монетизация-3: ограбление инвалидов

На прошлой неделе Госдума вновь обсуждала монетизацию. Министр Зурабов убеждал, что она "прижилась". Но с думской трибуны оказались незамеченными целые пласты общества.

ГОВОРИТ Александр ЛОМАКИН-РУМЯНЦЕВ, председатель Всероссийского общества инвалидов:

- В 2004 году появилось вместо 3 групп инвалидности 4 степени ограничения способности к трудовой деятельности. По ним стали определять и размер пенсии, и льготы, и сумму компенсации взамен льгот.

По отмене льгот - впереди планеты

ДЛЯ чего это было сделано, я могу только догадываться. Чиновники стараются назначить минимальные степени, позволяющие вообще не платить пенсию и максимально сэкономить на компенсации. Например, вот какое заключение было дано инвалиду по зрению, абсолютно слепому человеку: "Неспособен к трудовой деятельности в обычных производственных условиях, нуждается в постоянной помощи". То есть вроде бы в специально созданных условиях он трудиться может, поэтому ему была назначена вторая степень ограничения трудоспособности (а не третья). Таким образом человека лишили 1300 рублей в месяц. Или вот заключение по инвалиду III группы: "Противопоказаны тяжелый физический труд, переохлаждения". Но в то же время "может выполнять работу механика, охранника". Соответственно степень ограничения назначается нулевая: это значит, что пенсии человек лишается, а вместо льгот ему выплачивается минимальная компенсация - в этом году 50 рублей в месяц.

Нам внушают, что нигде, кроме России, льгот не существует. Это не так. В Испании, например, все пенсионеры имеют льготные проездные. Пожилым людям лекарства предоставляются бесплатно, а на путевки скидки - 50%. В Италии инвалидов лечат за государственный счет. Норвежские власти раздают слепым людям талоны, чтобы они ездили в такси, доплачивают инвалидам за лечение или сиделку. Россия по многим параметрам отстает от развитых стран, но в деле отмены льгот почему-то оказалась впереди планеты всей.

Не все льготы можно заменить деньгами. Нам говорят: вот, мол, инвалид живет в деревне, льготой на телефон не пользуется, потому что его у него нет, так лучше мы ему денег дадим. Да не денег ему надо! Нужен телефон, чтобы он мог, случись что, дозвониться врачу. И льготы по проезду не надо заменять деньгами - надо организовать рейсовый автобус! А то получается, что человеку выплатили его копейки, а выехать он все равно никуда не может.

Людям важно, чтобы им были предоставлены жизненно необходимые услуги. Тем более что деньги обесцениваются. Сумма компенсации была проиндексирована только на 6%, а цены выросли почти на 9%, проезд подорожал на 11%, и т. д.

Еще до монетизации мы следили за тем, как предоставляются положенные по закону льготы. Так вот, по всем позициям дела шли более-менее сносно, основные проблемы были с бесплатными лекарствами и санаторно-курортным лечением. Но почему-то именно эти льготы сохранили в натуральном виде. И еще проезд на электричке. Для чего? У нас в половине регионов и электричек-то нет!

Люди II сорта

СЕГОДНЯ проблемы с лекарствами как были, так и остаются. Не секрет, что очень многие инвалиды отказались от социального пакета. Получение льготного рецепта отнимает до получаса. С компьютерами наши медики не справляются. Пригласить врача на дом, чтобы выписать рецепт, невозможно. Нужно явиться в поликлинику и отстоять шесть очередей: в регистратуру, потом в компьютерный центр, к врачу, выдающему выписку, к медсестре, выписывающей рецепт, еще раз к врачу - за подписью и, наконец, в регистратуру за печатью. В некоторых регионах вводились ограничения. Например, в Ставропольском крае каждому выдавалось не более 5-7 рецептов, в Вологодской области - 3-4, в Тульской - не более трех рецептов в месяц. В Мурманской и Пензенской выписывали лекарств максимум на 400 рублей в месяц. Получить льготное лекарство - тоже проблема. В Великом Новгороде из 28 аптек и 44 аптечных пунктов с льготниками работали только три аптеки и два пункта.

С путевками в санатории действительно стало проще, но только в осенне-зимний период. Часто органы Фонда соцстраха отказываются направлять на лечение за пределы региона. А ведь известно, что во многих областях нет специализированных здравниц, например по сердечно-сосудистым заболеваниям.

Есть у нас и такие письма: человек приезжает в санаторий, завтракает, спрашивает: "А когда можно приступить к лечению?" А ему отвечают: "Вы хотите, чтобы мы вас на 600 рублей в день еще и лечили?" Коммерческое пребывание в санатории сегодня стоит не менее 1000 рублей в день. Некоторые здравницы вынуждены идти на то, чтобы кормить льготников отдельно от остальных отдыхающих, предлагать им особое, так сказать, экономичное меню. Инвалиды чувствуют себя людьми второго сорта.

А их у нас в стране больше 12 миллионов и, к сожалению, в обозримом будущем меньше не станет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно