Примерное время чтения: 3 минуты
100

Ходорковский: "Лучше отдать сегодня, чем завтра"

МИХАИЛ Ходорковский, частное лицо ЯГ 14/10 (как он сам себя представил), выступил с очередным письмом, где наконец согласился, что бывшие приватизаторы должны поделиться с народом.

ОН ПРИЗНАЛ, что "многие крупнейшие предприятия России были проданы за символическую стоимость". И предложил ввести налог под лозунгом "Лучше отдать сегодня, чем завтра". Собственно, по этому же принципу (только без шума и пыли) давно действует Абрамович. Другой вопрос - сколько отдать, чтобы откупиться.

Ходорковский предлагает (как он утверждает, британскую схему) передать в госфонды реальный годовой оборот компании в год приватизации. Он не уточняет, правда, сколько ему самому пришлось бы отдать из своих 15 с лишним млрд. долл., но со всего российского бизнеса предполагает собрать примерно 30 млрд. долл.

"Между годовым оборотом 1992 г. и сегодняшним разница примерно в 1000 раз, - сказал "АиФ" Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК. - Таким образом, предлагается откупиться за 1/1000 стоимости. Что-то маловато будет. Не говоря уже о том, что за основу предлагается брать только один год. Как правило, бизнес окупается минимум за пять лет".

Советник президиума РАН Дмитрий Львов в свое время предлагал заставить новых хозяев возвратить государству налоги из дохода, который образовался из-за разницы между реальной ценой приватизированных объектов и той, за которую они были приобретены. Николай Петраков, директор Института проблем рынка РАН, требовал оценить сегодняшнюю рыночную стоимость имущества и брать с нее налог на имущество. "ЮКОС" достался Ходорковскому за 43 млн. долл., а перед его "посадкой" компания стоила уже 54 миллиарда!

Впрочем, есть и другие мнения. "Процесс приватизации был абсолютно необходим, - говорит Сергей Дубинин, финансовый директор РАО "ЕЭС России". - И нет никаких ни юридических, ни экономических причин пересматривать ее результаты. В тот момент рыночная стоимость приватизируемых объектов не была выше той, по которой они ушли. Никто, кроме отечественных бизнесменов, пошедших на большие риски, не готов был вкладывать в эти предприятия деньги".

Дубинин убежден, что сегодня надо думать не о прошлом, а о том, как бы изъять сверхдоходы, получаемые сырьевыми экспортерами от мировой конъюнктуры. И если с нефтяниками хоть что-то делается (налоги, экспортные пошлины), то газ, металлы продаются практически бесконтрольно.

И главный вопрос: что достанется простым людям от компенсаций, по какой формуле их ни рассчитывай? Удастся ли бывшим приватизаторам, откупившись, заставить Россию полюбить себя? Вряд ли. Тем более что пока дальше обсуждения разных схем восстановления справедливости никто (и в первую очередь власть) не идет.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно