Примерное время чтения: 4 минуты
102

КОММЕНТАРИЙ. Политические громоотводы

ЭТО известная уловка любого вождя: ставить рядом с собой своего рода политический громоотвод - соратника, на которого в случае чего можно свалить свои грехи. Уловка эта стара, как мир, и ей не преминул воспользоваться наш первый вождь. Жертвами В. И. Ленина стали вчерашние союзники - эсэры, кадеты. Досталось и другим - Мартову, Плеханову...

При Сталине "система громоотводов" была изуверски совершенна. "Козлов отпущения" при нем было столько, что легче перечислить тех, кто ими не был. Его провалы в экономике и внутренней политике искупали своей кровью высшие члены ВКП(б), "виновниками" неудачного начала страшной войны стали лучшие военачальники.

При Н. Хрущеве громоотводами стали Молотов, Маленков, Каганович и примкнувший к ним Шепилов. Л. Брежнев направлял гнев народный на диссидентов, М. Горбачев - на противников перестройки. Так, умело культивируемый Горбачевым образ Е. Лигачева как сталиниста позволил генсеку удержаться у власти и заручиться поддержкой сторонников реформ. А в сущности оба они были одного поля ягоды, только Егор Кузьмич оказался более наивен.

Обжегся М. Горбачев на Б. Ельцине. Уготованная последнему роль "противовеса" Лигачеву не устроила бывшего свердловского секретаря обкома. И очень скоро Горбачев сам становится первым "козлом отпущения" на пути Бориса Николаевича в Кремль. Но в отличие от сталинских времен, его оставляют на свободе.

РУКОВОДИТЕЛЬ - ВНЕ ПОДОЗРЕНИЙ

ВЕСЬ последующий шестилетний путь Бориса Ельцина во главе России буквально утыкан подобными "громоотводами". Их, подобно мешкам с балластом сбрасывали из "корзины власти", именуемой "правительством РФ" или "администрацией президента". Иногда они мстили и мстят, как уволенные Н. Егоров и А. Коржаков. Но чаще не протестуют, понимая правила игры.

Геннадий Бурбулис, депутат Госдумы. В прошлом - госсекретарь, 1-й заместитель председателя правительства, которым по совместительству был президент Б. Ельцин.

Вот его мнение: "При организации власти в России совершенно неизбежны сдачи своего окружения, игра на конфликтах и противоречиях фаворитов и фаворитных групп.

Не надо грустить, отчаиваться и проклинать Б. Ельцина и друг друга. Нужно трезво понимать всю неизбежность этого политического опыта".

Следующий "громоотвод" - бывший вице-премьер Михаил Полторанин. Напомним, что именно он подставил свою широкую грудь под удары тогда еще всемогущего спикера Р. Хасбулатова. Уйти пришлось обоим. Остался лишь высший судья...

Вот что об этом думает сам Полторанин: "В начале 90-х годов команда интеллектуалов-романтиков тащила его вверх, обогащала и поддерживала психологически. Он был в хорошем настроении и совершенно здоров. Когда он от всех избавился, на него стали давить отрицательные эмоции, и началось разрушение организма. За три года он неузнаваемо изменился..."

Впрочем, не все члены президентской команды уходили в безвестность раз и навсегда. Рекорд выживаемости продемонстрировал Сергей Шахрай. Четыре (!) раза он становился вице-премьером, да и сегодня играет весьма заметную роль в политике. Он поплатился за то, что слишком "высунулся".

С. Шахрай: "Что бросается в глаза? Набирая в команду противоположных людей, инсценируя их конфликтные отношения, президент всегда добивался устойчивости своего положения. Но при этом он терял качество команды. Она уже не годится для созидания, для творчества. Обеспечивалась лишь устойчивость самой власти."

КТО СЛЕДУЮЩИЙ

С ПОМОЩЬЮ А. Лебедя президент вывел войска из Чечни. Лавры миротворцев достались и президенту, и А. Лебедю. А все "шишки" и обвинения в Госдуме в позорном поражении в Чечне достались только А. Лебедю. Такова власть.

Политологи предсказывают нам бурную забастовочную осень и тяжелую зиму. Неизбежно вновь начнутся поиски виноватого. Вот тут-то президенту и потребуется очередная жертва. На эту роль "претендует" немало политиков из его окружения, при этом в последние дни даже прозвучала фамилия премьера, хотя непопулярный в народе А. Чубайс тоже может подойти на роль "громоотвода". Президент, кстати, однажды уже использовал его в этом качестве. Его и сегодня многие хотели бы "разорвать на куски". И президент, может быть, с пониманием отнесется к чувствам народа.

Но можно ли обойтись в политике без института "козлов отпущения"? Слово Геннадию Бурбулису: "Моей самой главной ошибкой было то, что я не сумел убедить Б. Ельцина в необходимости создания политической организации, которая преодолела бы эту чудовищную традицию. Он всегда от этого уходил и делал по-своему правильно (!), поскольку это начисто меняло бы содержание власти..."

Инстинкт власти, понимашь!

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно