Примерное время чтения: 6 минут
104

ПРИЗ ФИПРЕССИ - РОССИЙСКОМУ ФИЛЬМУ. Какое кино смотрит Канн

То, чему и кому отдал предпочтение нынешний Каннский кинофестиваль, говорит не столько о его выборе, сколько вообще о том, какие сюжеты и секреты интересны сегодняшнему кино.

ПОЧЕМУ НЕ ПОНРАВИЛСЯ СЕКС ПО БЕРТОЛУЧЧИ И ПОНРАВИЛСЯ ПО ГРИНУЭЮ

КАЖЕТСЯ, если Канн нынче в чем-то и переусердствовал, так это в сексе. Хотя, говорят, хорошего много не бывает. И все-таки на очередную сексуальную революцию никто не рассчитывал. Наша "Маленькая Вера" слезами бы облилась от собственного несовершенства. Режиссеры и актеры как бы сговорились устроить в Канне соревнование - у кого будет покруче?! Благодарный, сопереживающий в этом деле зал оценил их усердие. Правда, по-разному. Почему-то аплодировал англичанину Гринуэю, в фильме которого "Книга-подушка" сексом занимаются большую часть экранного времени, и в основном нетрадиционным, если иметь в виду выбор партнеров. И "захлопал" картину "Похищая красоту", не разделив сексуальные фантазии мэтра итальянского кино Бернардо Бертолуччи. Представьте семью художника, где царят весьма свободные нравы, где плотская любовь тоже своего рода способ самовыражения, наркотик, дающий помимо наслаждения ощущение неограниченной свободы. Но зрительный зал, видимо, так притомили экзерсисы автора и героев, что временами он походил на подгулявшую компанию, которая решила взбодриться незатейливым эротическим образом в каком-нибудь заштатном кинотеатре.

На фестивале, как и в своем отечестве, пророка нет, и сколько бы ни ругали критики фильм - смотреть его будут. И поэтому, когда критики столь же неинтеллигентно фыркнули в адрес фильма американца Спайка Ли "Девушка номер 6" (картина вне конкурса, рассказывает о девушках, занимающихся сексом по телефону), тот сделал ответный выпад, сказав, что вместо серьезного разбора фильма критики пишут опусы о нем. Если им не нравится Спайк и его скандальная репутация, то почему они не возьмутся за Вуди Аллена - его вообще обвинили в растлении несовершеннолетней, и все ему сошло с рук. А за Спайка взялись, потому что он чернокожий и фильмы снимает о черных. Хотя сплетни о романе с Мадонной и о ребенке, которого она вскоре родит от Спайка, а не от собственного тренера, сделала свое дело. Фильм, который уже провалился в прокате, показали на фестивале дважды, и даже на ночном сеансе он собрал полный зал.

Не менее скандальный американец Дэвид Кроненберг, тоже показавший на фестивале "горячее кино" под названием "Катастрофа", заметил, что секс и опасность доставляют человеку одинаковое наслаждение. И действительно, в его фильме профессиональные "самоубийцы" много и весьма профессионально занимаются сексом в самых неподходящих для этого местах - на балконе последнего этажа небоскреба, на больничной койке, в разбитой машине через минуту после аварии...

Видимо, из вечного соперничества с Голливудом французы тоже показали на фестивале глубокое понимание этой темы. Фильм "Воры" мэтра французского кинематографа Андре Тешине (надо заметить, что "увлеклись" сексом на сей раз в основном режиссеры старшего поколения) с Катрин Денев, Даниэлем Онуем и молодой актрисой Лаурой Коте ничуть не уступил американцам. Тема решена весьма нетрадиционно: любовный треугольник, где он - полицейский, предпочитает секс с женщинами, она - профессор университета, лесбиянка, друг другу нравятся, но любовью занимаются с третьей - юной взбалмошной воровкой. Словом, налицо попытка европейского кино перестроиться на голливудский стандарт с его ставкой на коммерческий успех. И в этом смысле "основной инстинкт" не подвел никого - если местами авторы и использовали секс как самоцель, эпатаж, то одно можно сказать с уверенностью: зрительское внимание такому кино обеспечено.

ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС ЛИВ ТАЙЛЕР

ДРУГОЕ слагаемое успеха - присутствие звезд. Имена всегда привлекали внимание к фильму, и тот же Голливуд, делая миллионы долларов на оскаровских лауреатах, постоянно занимается "чесом" в поисках новых "super stars".

Из французских актрис первой величины Канн посетили Мишель Морган, Катрин Денев и Фанни Ардан. Когда Денев появилась на каннской лестнице, снимать ее кинулись все, включая полицейских, несущих почетный караул. Все отметили, что Денев похорошела, можно только гадать, сделала ли она очередную подтяжку, но со стрижкой рассталась и теперь отдаленно напоминает себя в роли обворожительной "дневной красавицы". Правда, заметно пополневшей и менее сексуальной.

Может поставить Канн "галочку" и в графе "актерские открытия фестиваля". Им стала героиня фильма Бертолуччи Лив Тайлер. По сексуальности и страстности ее сравнили с Настасьей Кински в "Любовниках Марии", ласково называли "pretty woman" и Лолита. Ей 18 лет, это ее первая роль в кино и, надо сказать, судьбоносная. Уже сейчас "Коламбия Пикчерз" заключила с ней многомиллионный контракт.

И разумеется, удались знаменитые вечерние тусовки Канна. Кого и на сколько минут задержали фото- и телерепортеры, сколько раз и чье имя выкрикнула толпа - всему ведется счет на этом параде амбиций. Скажем, Стефания Сандрелли явно была уязвлена тем, что оказалась лишь тенью Лив Тайлер. Зато Хью Грант, появившийся с топ-моделью Элизабет Харлей, позировал под оглушительный рев толпы, каким она встречает только звезд. Топ-модель Ева Герцигова (Eva Herzegova) явно решила сорвать прошлогодний успех Памелы Андерсон и устроила на пляже отеля Мартинез настоящее шоу, где появилась в очень сексуальном наряде из тонкой черной ткани: суперкоротких шортах, облегающей майке-топ и высоких лаковых сапогах. А позже она прокатилась в "мерседесе" по Круазетт, демонстрируя бриллиантовое колье от Кортье и платье от Бертрана Марешаля. Вечером по лестнице она поднималась, сидя на плече одного из своих телохранителей в платье и украшениях от Терри Мюглера.

Жан Маре выглядел на лестнице молодцом и флиртовал с юной красоткой Лив Тайлер. А вот Марчелло Мастрояни с трудом преодолел покрытые красным ковром ступеньки. Он сильно постарел и сдал; говорят, на съемках фильма "Три жизни и одна смерть" Марчелло очень уставал и режиссеру Раулю Руису приходилось по ходу импровизировать, чтобы не сильно утомлять маэстро.

Актеры, на которых пойдут зрители, сюжеты, которые будут им интересны - вот на что сделал ставку нынешний Канн. Решив не экспериментировать, он показал кино, которое все мы любим и на которое можно "рвануть" и ранним утром - неважно, по набережной Круазетт или Москвареки, и при этом не выглядеть пациентом палаты N 6. И только такое кино вернет зрителя в кинозалы. Ему-то Канн и отдал свои награды: "Золотую пальмовую ветвь" Майку Ли за мелодраму "Тайны и обманы", "Золотую камеру" Ширли Баррет за "Любовную серенаду". Специальный приз жюри выпал Кроненбергу. Не остался обойденным и наш "Кавказский пленник", отмеченный жюри ФИПРЕССИ - все-таки и мы еще что-то можем!

Канн

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно