Примерное время чтения: 7 минут
208

РЕПОРТАЖ. Визит президента - взгляд из глубинки

Телесериалы о перемещениях кандидатов в президенты по просторам России не дают такого наслаждения, как, скажем, мексиканские. Да и вопросов много возникает: настоящий ли народ на местах встречает или, как раньше, подставные? Одно и то же говорят кандидаты или учитывают местную специфику? Да и вообще, как все "ЭТО" смотрится со стороны простого люда, находит ли какой-то отклик в их душах?

С этой целью наши корреспонденты отправились в поездки по предвыборным маршрутам.

- А ЧЕГО это молодцы, охраняющие Ельцина, со слуховыми аппаратами все ходят?

- Да ты чего, Кать, не знаешь, что ль? Это специально так сделано. Президент там всякие секреты обсуждает. И чтоб ребята эти ничего не слыхали, им в уши специальные заглушки и поставлены.

- Да ладно врать, Верка, туда берут, наоборот, глухонемых, чтоб не подслушивали. А чтоб хоть чего-то слышали - чего им по работе надо, им слуховые аппараты и выдают.

Этот диалог между жительницами деревни Овсянка Красноярского края я услышал во время визита российского президента. Похоже, вся деревня вышла поглазеть на того, кто стоит сегодня во главе России. И многие очень удивлялись: "А почему это Катька не пришла?", "А Витька где? Опять, что ль, пьяный валяется?"

Народ выстроился по обе стороны дороги уже с утра и несколько часов ждал кортеж - безо всякого принуждения, а исключительно из любопытства ("А как же, живой президент едет! Не по телевизору увидим!"). Милиционеры подравнивали людей - дорога узкая, а машины, как они объясняли, "больно широкие". Все и теснились по обочинам. Лишь чей-то худющий пес болтался посередине улицы, и когда милицейский полковник стал его шугать, старушки недовольно зашипели: " Чего гоняешь? Он ведь у себя дома!"

НАКОНЕЦ подъехал кортеж, сначала с Наиной Иосифовной, а затем с самим Борисом Николаевичем. Президент помахал рукой, выслушал от детского хора величальную песню, поинтересовался у самого маленького из исполнителей, как он учится, посетовал, что его собственные внуки иногда огорчают своего деда, принося двойки, и удалился в дом на встречу с великим русским писателем-сибиряком Виктором Астафьевым. Народ недовольно ворчал: "Хоть бы 100 граммов нам поднес... А чего с нами не поговорил? Может, чего веселого б сказал..." И хотя многие подговаривали друг друга разойтись, любопытство взяло верх, и все терпеливо ждали, что же будет дальше.

Полчаса спустя президент вышел и вместе с женой приступил к запланированной посадке рябин перед домом. В гробовой тишине, затаив дыхание, люди напряженно наблюдали, как президент углубляет яму, как он опускает в нее рябинку, как подсыпает землю, разравнивает ее и делает "клумбу" (приствольный круг). "А умеет ведь..." - пронеслось по рядам.

"Водичка есть?" Полив дерево, президент совершенно неожиданно для всех затянул: "Ой, рябина-рябинушка..." И хотя не столь уж многие подхватили песню, чувствовалось - народ подобрел, возникшая поначалу натянутость и обида ушла. Допев, президент решительно шагнул вперед и быстрым шагом направился к пристани. Охрана еле поспевала за ним. Рванула за президентом и вся толпа, в основном состоявшая из стариков и старушек. Причем рванула так, что я боялся оступиться - затопчут. Иду вместе с толпой, чувствую, кто-то трогает меня за локоть и вежливо просит пропустить вперед. "Еще чего, - думаю, - мне самому нужно пробиться поближе к президенту". Но все же оборачиваюсь. Мой рукав теребит жена президента, которую захлестнуло толпой и которая не может добраться до супруга. Пропускаю Наину Иосифовну вперед вместе с ее охраной. А женщины справа и слева радостно галдят: "Маш, а Маш, а я до жены Ельцина сейчас пальцем дотронулась!" - "Да ладно тебе, Зин, я ей сейчас даже руку пожала!"

Так мы всем миром и спустились к пристани. Вернее, это была никакая не пристань, а просто речной откос, на который буквально вползают местные плоскодонные теплоходы. На самом берегу местные власти по случаю приезда президента поставили резную деревянную беседку. В ней Борис Николаевич должен был попрощаться с Астафьевым. Прощание состоялось, президент под дружные аплодисменты и пожелания здоровья отплыл на теплоходе. А местные жительницы еще долго обсуждали, сколько времени простоит эта беседка: "Наши мужики напьются, да и спалят такую красоту. И на что ее только построили?"

ДО И ПОСЛЕ приезда президента мне довелось поговорить "за жизнь" со многими жителями Овсянки.

- Как живем? Да и тогда не царствовали и жили, и сейчас не царствуем - живем. Живем своими курочками, огород есть, поросенок. Конечно, за один год, чтобы сразу хорошо стало, не бывает, это мы понимаем. Но пока были молодыми, пока работали, вроде куда-то брякнешь, тебе ответят, помогут. А сейчас, что случись с нами, стариками, звонить куда-то бесполезно. Вроде внимания не стало народу. А Зюганова не хотим. Не надо нам их. Они так сильно нас притесняли, много людей погубили. Они-то сами жили очень хорошо, а мы и тогда бедствовали. Пусть остается нынешний президент, может, жить будем лучше. Глядишь, пенсию еще добавят. На это очень надеемся. (Женщина 62 лет.)

- Наши люди свободнее стали, особенно молодежь, не боятся ничего, ведут себя раскованно, чем хотят, тем и занимаются. Если они нашли себя, им хорошо. Некоторые из нас тоже, как и молодые, пытались заниматься коммерцией, но не получилось - не приспособленные мы к этому делу, да и ездить челноками нам уже сложно. Молодежи сейчас проще, им нравится это время, поэтому они будут голосовать за Ельцина. А нам, людям среднего возраста, свой выбор сделать сложнее. О Зюганове мы вообще не думаем, нам не хочется прежней жизни. Но и сейчас нас многое не устраивает. Платили бы деньги вовремя, может быть, все и было бы нормально. Хотя сильно уж жаловаться не хочу. Года 3 назад мы свободно ездили в электричках, а сейчас невозможно войти - идут битком, все едут работать на участке. Раньше у нас давали только по 4 сотки. Теперь всем дают участки, кто поскольку хочет. (Женщина 45 лет.)

- По мне хоть какой президент будет. Лишь бы жизнь была получше. Вот Зюганов говорит, что при нем все фазу будет. Не верю я этому, пусто будет в магазинах. Как и раньше. А сейчас придешь, все есть, да денег нет - посмотришь-посмотришь и уйдешь. Ну что я могу купить на свои 300 с лишним тысяч? Если бы своего хозяйства не было, не знаю, как выжил бы. Мы одного просим: дайте нам денег побольше - миллиона 2 хотя бы. (Мужчина 56 лет.)

- Вот сегодня все ругают демократов: страну развалили, до ручки довели. А вы задумывались над тем, что именно нынешние демократы выполнили лозунги Ильича, которыми коммунисты заманивали народ в 17-м году? Смотрите: "Землю - крестьянам!" Именно Ельцин дал нам в собственность землю, а не Зюганов со своими предшественниками. Или: "Фабрики - рабочим!" Именно Ельцин, а не Ленин со Сталиным, сделал нас пусть маленькими, но собственниками своих предприятий и квартир. То есть одни нас дурили заманчивыми лозунгами, а другие эти лозунги претворили в жизнь. Так за кого я пойду голосовать? Конечно, не за тех, кто хочет опять отобрать у нас то малое, что мы с таким трудом наконец-то заимели. Так вы в своей Москве всем и скажите. (Мужчина 26 лет.)

Уезжая из деревни, затерявшейся в бескрайних сибирских просторах, я долго думал над словами этого парня. И, честно говоря, ловил себя на мысли: зря думают в столице, что народ дурак и им можно помыкать, как кому захочется. Люди, живущие в глубинке, иной раз поумнее и дальновиднее будут, чем какой- нибудь политик.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно