Примерное время чтения: 10 минут
181

ИНСТИНКТ ВЛАСТИ. Кто хочет быть президентом?

Да кто же от этого откажется? Гимны в твою честь, "зеленая улица", кортежи, блеск приемов, миллионы голосующих за тебя... И тут же - ни шагу без охраны, ни слова без журналистов, все на тебя смотрят, все ждут решения, в том, что ты делаешь, никто не видит хорошего, но во всем плохом обвиняют тебя, нескончаемые встречи, приемы, рауты, переговоры, козни, сплетни... Да кто же это выдержит? И все-таки в политику идут. Кто и зачем? Рассказывает Леонид ГОЗМАН, заведующий лабораторией политической психологии факультета психологии МГУ.

ПОЛИТИКИ столь же разнообразны, как и все остальные люди. Нельзя однозначно ответить на вопрос, зачем люди идут в писатели. Так же и с политиками. Проблема в том, что как мало настоящих писателей, так же немного и настоящих политиков, как в любом деле вообще мало подлинных профессионалов.

Если начать за здравие, то есть категория людей, идущих в политику потому, что чувствуют в себе способность сделать что- то. Они адекватно оценивают свои таланты, свое общественное влияние и понимают, что слово, сказанное ими, более важно, более весомо, чем слово, сказанное другими. Такого рода люди идут действительно ради дела, идеи. Для них это возможность для более полной самореализации, профессионального роста.

ОДНА ТАБЛЕТКА ВЛАСТИ

- Кого можно отнести к этой категории политиков?

- Совершенно несомненно, что таким человеком был Андрей Дмитриевич Сахаров. Человек, добившийся фантастических успехов в своей профессиональной деятельности, человек признанный, уважаемый, яркий, в какой-то момент он стал ставить перед собой новые задачи, решение которых требовало выхода в новую область. Занимаясь политикой, он совершенно четко осознавал цену себе, так же, как и в науке. На I съезде народных депутатов СССР, когда кто-то стал интересоваться, почему ему седьмой раз дают слово, Сахаров спокойно сказал: "Все же понимают, что мое положение здесь не совсем такое, как у всех остальных". Четко, без всякого смущения объявил всем, что он понимает, кто он такой. В этом смысле он не был скромным человеком. Мне кажется, что примером такого же политика, пришедшего в эту область ради дела, является С. А. Ковалев. В этот же ряд может быть поставлен Е. Т. Гайдар, который добился высочайшего признания в своей профессии задолго до того, как стал политиком.

- К сожалению, людей, готовых служить Отечеству, сейчас, по- моему, единицы...

- Да, есть и другие мотивы, ведущие людей во власть. Человек идет в политику потому, что у него не получилось другое: не получилась своя профессия, не получилось занять достаточно уважаемое положение в человеческих отношениях от одиночества, неудач, нереализованных амбиций. Исследования психологии и характера многих диктаторов, авантюристов от политики показали, что для них очень характерна низкая базовая самооценка, идущая с самого детства. Это люди, которые в глубине души не уважают сами себя. У них нет чувства собственного достоинства, уверенности в себе, спокойствия. Они нервничают, суетятся. Власть же служит для них неким лекарством.

- И это лекарство может вылечить?

- Власть обезболивает, но не вылечивает. Патология, наоборот, развивается. Дело в том, что многие, идущие в политику, недооценивают одной очень важной вещи: иерархия власти исключительно велика, поэтому от того, что ты поднялся на одну ступень, у тебя не стало меньше начальников. Ты занял более высокое положение по отношению к обществу. Но среди тех, с кем непосредственно общаешься и работаешь, твой статус мог даже снизиться. Представьте себе такую ситуацию: человек был секретарем обкома где-то и был царь и Бог в своем "медвежьем углу", а дальше он смог понравиться и его взяли "аж в Москву", в ЦК КПСС, но там он становится старшим помощником младшего подметалы.

ЭФФЕКТ ОБЕЗБОЛИВАНИЯ

- Так почему пребывание на неком властном или кажущемся властным посту оказывает "обезболивающее" воздействие на людей с низкой самооценкой?

- Во-первых, сама причастность к неким Судьбоносным решениям повышает его самооценку. То есть если я решаю вопросы войны и мира, как же я могу думать про себя (а уж тем более мне никто не скажет), что я жалкая и ничтожная личность?! Величина задач таким образом переносится на себя.

Во-вторых, человек оказывается в ситуации такого напряжения, которое не позволяет много думать о том, "какой я жалкий и ничтожный".

В-третьих, если эта позиция достаточно высокая, некоторые протокольные моменты помогают повышать самооценку. Мне рассказывали, что один из руководителей республики в составе Союза, поехав за границу, оказался в ситуации, когда его приняли как настоящего президента (в то время руководители республик уже так назывались, но статус этих президентов был еще не очень понятный). Так вот, приняли его как главу независимого государства - по высшему разряду. По возвращении в человеке произошла удивительная перемена: если до отъезда он был сторонником союзной федерации, то вернулся достаточно ярым сепаратистом.

Власть хороша для таких людей еще и тем, что они не получают негативных оценок, оказываясь в очень комфортном психологическом окружении. Да, у него есть политические противники, да, в условиях свободной прессы про него напишут в газете и нарисуют карикатуру, и по телевизору вытащат из речи самую идиотскую фразу. Но это враги. И его сотрудники ему объяснят, что это враги, они завидуют, выдумывают и т. д. Для человека же важно не то, что о нем написали где-то когда-то, а то, как к нему относится непосредственное окружение. Все это, конечно, снимает страхи низкой самооценки, но и способствует патологическому развитию. Изменения, которые мы видим во многих наших лидерах после того, как они несколько лет находятся на высших постах, очень печальны. Еще несколько лет назад человек был неидеален, но был человеком, а тут смотришь - явно деградирует. Это проблема всех политиков не только у нас, и одна из причин того, почему их надо периодически менять.

- Эта деградация происходит со всеми или только с людьми с низкой самооценкой?

- Идеальных людей нет. Но если человек идет в политику ради того, чтобы что-то сделать, если лидер ориентирован не на себя, а вовне, он будет оценивать своих сотрудников не по тому, насколько они его хорошо поглаживают (хотя ему, как и каждому человеку, это тоже нужно), а по тому, насколько они способствуют делу. Кто-то сказал, что оказывать поддержку может только то, что сопротивляется. Если же человек пришел ради гимна, то ближе всего ему будет тот, кто расстилает ковровую дорожку.

ПОЖАЛ РУКУ - ВЫМОЙ!

- Существует расхожее выражение "политика - грязное дело". На что надеются люди, идущие в политику: что это неверно в принципе или что этой грязи удастся избежать в силу своей высокой нравственности?

- Я считаю, что политика не более грязное дело, чем любое другое. Есть одна неизбежная и неприятная вещь в политике, которой может не быть, занимайся ты писательством или чем-то другим, - решение надо принимать во что бы то ни стало. Расклад при этом в парламенте вот такой, а вокруг президента - такой, а губернаторы настроены так, а хлеба осталось на столько, а ты никуда не денешься. Это как в семье: ребенка надо накормить, плохо тебе или хорошо, но ребенка надо накормить. В некоторых профессиях в крайнем случае можно все бросить, мир не рухнет. Политик должен действовать, он не может уйти от ответственности, поэтому ему приходится общаться с людьми, которым он в другой ситуации и руки бы не подал.

Политика - грязное дело потому, что вокруг много грязи. Вилли Старк говорил, что, если ты хочешь творить добро, ты должен делать его из зла, потому что ничего другого в мире нет. Мне кажется это некоторым преувеличением, но зла и грязи в мире действительно много.

Если же понимать это выражение так, что сами политики должны быть нечестными людьми, то... Конечно, в политике много жуликов, но был Сахаров, есть Ковалев и Гайдар - кристально честные люди. Более того, я думаю, что политика должна и может быть чистым делом. Могу допустить, что в каких-то случаях скрывать правду позволительно в своей семье, например, когда это никого, кроме вас и семьи, не касается. А вот президент не имеет права на ложь. Вы посмотрите, в достаточно либеральных обществах вполне позволено не подвергать человека осуждению за то, что у него любовница, - каждый живет как хочет. Но если ты идешь в политику... Был такой сенатор Гэри Харт, который имел хорошие шансы стать президентом США, а его застали с манекенщицей - и все. В демократических странах от политиков требуют высокой морали, честности, и в этом смысле политика - дело чистое.

МНОГО МУДРОСТИ НЕ БЫВАЕТ

- Говорят, что власть опьяняет лучшие сердца, как вино - самые крепкие головы. Можно ли найти достаточно мудрого человека, чтобы доверить ему неограниченную власть?

- Нет. Кем бы он ни был. Во-первых, не бывает совершенных людей, все люди испытывают слабости, иллюзии, совершают ошибки. Всегда должен быть противовес. Во-вторых, властные функции не могут осуществляться одним человеком, то есть, дав ему власть, мы даем ему право назначать своих наместников, которые от его имени будут пользоваться столь же неограниченной властью. Поэтому хорошо, чтобы во главе любого предприятия стояли достойные люди, но значительно важнее, чтобы исполнение властных полномочий было обставлено четкими процедурами, не допускающими произвола.

- Рузвельт считал, что политик должен быть таким же толстокожим, как носорог. Так ли это?

- Талейран, говорят, однажды уснул, когда ему читали памфлет, направленный против него, ему было неинтересно... Конечно, идя в политику, надо иметь в виду, что, в зависимости от своего ранга, ты становишься объектом разнообразной клеветы, оскорблений... У Марка Твена есть замечательный рассказ "Как я баллотировался в губернаторы". Герой его читал в газетах, что все политики - жулики и нечистые люди, и решил, что он как честный человек должен баллотироваться на пост, чтобы губернатором стал все-таки порядочный гражданин. Тут же про него пошли статьи в газетах и все прочее. Завершающим аккордом стало то, что на каком-то собрании к нему бросились с десяток разноцветных детей с криками: "Папа!"

Да, надо понимать, что будут бросаться дети с криками "папа". Другое дело, как к этому относиться. Если переживать из-за всех гадостей, которые про тебя пишут, как тогда работать?! Кроме того, вот что еще интересно. Грязью обливают всех, но не ко всем она пристает. Про Гайдара сколько пытались сказать, что он нечистоплотен, его враги даже обвиняют его в том, что он разграбил страну, но никто не говорит, что он взял деньги себе. Вообще, мне кажется, что, когда человек достаточно долго на политической арене, всем про него все становится ясно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно