19

ВОПРОС-ОТВЕТ от 26.03.1996

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 13 27/03/1996

Переводя стрелки часов на 60 минут, мы каждые полгода меняем ритм жизни якобы с целью экономии электроэнергии. Но теперь говорят, что корректировать время будут чаще. Это еще что за новации?

Б. Панко, С.-Петербург

О ТОМ, какой большой экономический эффект дает перевод времени с "зимнего" на "летнее" и наоборот, подробно рассказывалось уже не раз. В масштабах страны речь идет о сотнях миллионов кВт-ч электроэнергии. К тому же, по мнению медиков, определенные бытовые неудобства, связанные с адаптацией организма к иному ритму жизни, серьезного влияния на здоровье не оказывают. Достаточно сопоставить изменение в 60 минут с ощущениями пассажиров самолета, перелетевшего, например, из С. -Петербурга во Владивосток, чтобы понять, как велики еще наши резервы.

В условиях энергетического кризиса, остро проявившегося на Украине, в Белоруссии, Казахстане и ряде регионов России, эксперты СНГ, энергетики и экономисты ищут дополнительные способы сберечь энергию. Один из них - многоразовая коррекция времени.

Недавно группа специалистов внесла в Правительство РФ предложение корректировать время помесячно, пропорционально приросту или убавлению светового дня. Однако с резкой критикой этого проекта выступили транспортники, поскольку столь частые изменения в расписании внесут путаницу в работу железнодорожников и авиаторов. Вот почему предпочтение, по-видимому, будет отдано другому, менее радикальному варианту - четырехкратной коррекции времени по одному часу. Не исключено, что уже в этом году вращать стрелки часов нам придется не только в ночь с 30 на 31 марта, но и с 27 на 28 апреля.

* * *

На носу 1 апреля, и в этот день все друг друга разыгрывают по традиции. Откуда она вообще взялась и давно ли? И какой розыгрыш был самым-самым?..

Е. Кузнецова, Пермь

ДЕНЬ шуток и смеха отмечался еще в Древнем Риме. Назывался он, правда, не очень смешно - праздник глупцов. Но это отнюдь не мешало народу веселиться от души. Во Франции первоапрельский "день обмана" появился в 1564 году. Именно тогда король Карл IX издал указ о переносе начала года с 1 апреля на 1 января. Французы сочли себя обманутыми... Один из самых больших и удачных обманов, о котором потом долго вспоминали газеты, был обман лондонцев в 1860 году. Тогда многие сотни людей получили отпечатанные в типографии красочные приглашения "прибыть на ежегодную торжественную церемонию умывания белых львов, которая состоится в Тауэре в 11 часов утра 1 апреля". В назначенный день и час в Тауэр - тогдашнее помещение для государственной казны - явились толпы народа, которые только спустя время поняли, что кто-то их сделал "апрельскими дураками"...

В России первоапрельские шутки появились в царствование Петра I. В 1700 году один содержатель труппы факиров объявил московским жителям, что он влезет в горлышко обыкновенной стеклянной бутылки. Народ повалил в театр, а когда поднялся занавес, на сцене стояла бутылка с надписью: "Первое апреля". С той поры и отмечают на Руси этот день: можно считать, что в этом году дню празднования 1 апреля исполняется 296 лет. Скоро 1 апреля - готовьте свои шутки, но помните, что они должны быть добрыми, для злых - впереди целый год...

* * *

У меня на огороде урожай картошки год от года все хуже. От колорадского жука прямо житья не стало. Неужто наука ничего путного предложить не может и проклятый жук непобедим?

Л. Гачев, Томская обл.

НАД ЭТОЙ проблемой ученые многих стран бьются уже давно. Только в странах ЕС на борьбу затрачено в прошлом году свыше 57 млн. ЭКЮ. По данным ЮНЕСКО, "проклятый жук" ежегодно сокращает урожайность на такой объем сельхозпродукции, которого хватило бы населению Голландии, Дании и Германии.

А вот россиянам улыбнулась удача. Весной 1986 г. колхозник одного из хозяйств Смоленской области К. Лубнев, доставая из погреба припасы, расколол бутыль самогона. Все содержимое пролилось на картофель, предназначенный для посадки. С досады (а дело было в разгар антиалкогольной кампании) Лубнев не стал ничего предпринимать, а просто высадил проспиртованную картошку по соседству с обычной. Каково же было его удивление, когда обнаружилось, что на участке с подмокшим картофелем нет ни одного колорадского жука. Насекомые словно избегали этих борозд, а урожай на них оказался втрое больше обычного. Естественно, этим феноменом заинтересовались соседи, местный агроном и даже... участковый милиционер. Эксперимент пришлось прервать. Но, к счастью, опыт не забылся.

С 1991 г. на шести полях ВНИИ картофелеводства ведутся научные работы по изучению влияния спиртосодержащих препаратов на колорадского жука. Оказалось, что в борьбе с ним 40-процентный раствор этилового спирта в 570 раз эффективнее широко применяемого у нас 20-процентного раствора сумицидина. Даже в малых дозах алкоголь отрицательно влияет на потенцию самцов, и насекомые становятся не способными к размножению.

* * *

Объясните все-таки, возможны ли машина времени и путешествия в прошлое и будущее?

В. Евсеева, Тула

ТЕОРЕТИЧЕСКИ возможность путешествия во времени доказана израильским профессором Аароновым. Правда, этот блестящий физик и математик-теоретик утверждает, что такое путешествие будет выглядеть совсем не так, как это описано у Уэлса. Аароновская машина времени выглядит как сфера, способная в считанные мгновения растягиваться вширь до бесконечности и сжиматься практически в точку. В этом случае движение вширь будет ускорять течение времени, а свертывание замедлять его и даже придавать времени обратный ход. Опять же чисто теоретически возможно запустить в такую машину глубокого старца, а вытащить его в младенческом возрасте. Или, скажем, посадить в машину кошку с котятами, а вытащить кошку беременной теми же котятами. Но скорее всего путешествие во времени для любого живого существа будет и последним. Сам профессор Ааронов считает, что такая машина очень бы пригодилась для работы с элементарными частицами, срок жизни которых крайне мал.

* * *

Ходят слухи, что московский "Спартак", понесший в межсезонье большие кадровые потери, намерен летом прикупить несколько известных зарубежных игроков. Не могли бы вы уточнить - кого именно?

Ю. Чернобород, Московская обл.

Ответить на этот вопрос мы попросили менеджера- селекционера команды В. КУЗЬКИНА.

ОТ ИСТИННЫХ болельщиков, похоже, ничего не утаишь. Да, действительно, летом мы должны получить премиальные, заработанные в Лиге чемпионов, и намереваемся значительно усилить состав. Нам нужны по крайней мере один опытный защитник и один форвард экстра-класса. Ну а теперь - не падайте в обморок: возможно, красно-белую форму наденет не прижившийся в итальянской "Парме" знаменитый Христо Стоичков, давший предварительное согласие. В своих интервью

он не раз говорил, что его славянская душа рвется в Россию и что он хотел бы провести пару сезонов в одном из наших клубов. О "Спартаке" ему рассказал бывший партнер по "Барселоне" Игорь Корнеев. Христо сам позвонил нам, мы встретились и обговорили в общих чертах детали контракта. Конечно, платить суперзвезде столько, сколько "Барселона" и "Парма", мы не можем. Христо понимает это и согласен сыграть "за интерес", хотя, конечно, получать он будет больше, нежели российские футболисты.

* * *

Как попасть на чемпионат Европы в Англию и увидеть матчи с участием сборной России?

В. Сазонов, Сочи

На вопрос отвечает Галина ЕПИШКИНА - генеральный директор "Инфобанк Спорт Маркетинг" - официального туроператора Российского футбольного союза.

ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, что на "Евро-96", который состоится с 8 по 30 июня в восьми городах Англии, выедет около 2,5 тыс. российских болельщиков. Подавляющее большинство из них увидят матчи с участием нашей сборной, которые пройдут в Манчестере и Ливерпуле, в групповом турнире первой половины чемпионата. И если на эти матчи мы еще продаем путевки, то на вторую половину "Евро-96", в связи с ограниченной квотой билетов, выделенной УЕФА, все путевки проданы.

Стоимость тура с 10 по 20 июня на игры сборной России с командами Италии, Германии и Чехии в зависимости от категории отелей - от 2000$.

Желающим попасть на этот незабываемый праздник и поддержать Россию на родине футбола в Англии необходимо обратиться в офис "Инфобанк Спорт Маркетинг" в Москве, предварительно позвонив по телефонам: (095) 912-98-12, 912-95- 06, 913-94-02; факс: (095) 912-96-94.

Материалы полосы подготовили: Тамара ВИРКУНЕН, Игорь ПОПОВ, Юрий СМИРНОВ, Александр ХАРЛАМОВ и Вячеслав НЕЧАЕВ.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Новости Москвы