Примерное время чтения: 6 минут
181

СУДЬБА КУМИРА. Скорости Харламова

Ему было ниспослано Богом родиться, жить и умереть на скорости. В ночь под старый Новый год, с 13 на 14 января 1948 года, молодая испанка и ее муж отправились на маскарад в клуб завода "Красная звезда". И здесь, на балу, у нее начались схватки. Водитель гнал машину на предельной скорости. Едва они прибыли в родильный дом, как на свет появился Валерий Харламов.

- МАМА, извини, но я не смогу тебя встретить, - сказал он в телефонную трубку, - послезавтра улетаю на Кубок Канады. Уже чемодан собрал.

- Ничего, сынок, я приеду в Москву и буду болеть за тебя по телевизору, - вздохнула мать. - Ты только береги себя, лишний раз с этими канадцами не дерись. Хорошо?

На следующий день Валерий узнал, что в Канаду он не летит. Так решил Тихонов, главный тренер сборной СССР. Харламов сначала не поверил. Как же так? Его - и отцепляют? Спорить с Тихоновым, однако, не стал. Пришел домой хмурый, молчаливый.

Наутро, 26 августа 1981 года, команда улетела за океан. 27-го Харламова не стало. В непривычной для себя роли экс-игрока сборной страны великий хоккеист России прожил чуть больше суток. Зачем он разрешил жене сесть за руль? Она погубила и себя, и его.

Весть о смерти Валерия Харламова разнеслась мгновенно. Но, уезжая из Испании, его мать, Орибе Абад Хермана (или просто Бегония, как звали ее в семье), еще ничего не знала. Поезд Бильбао - Париж - Москва доставил пассажиров в нашу столицу лишь на третьи сутки, 29-го. По просьбе руководства ЦСКА, а также врачей команды Игоря Силина и Олега Белаковского вагон, в котором ехала мать Харламова, оказался изолирован от остального мира. На участке от Бреста до Москвы радио в вагоне не работало. Разносить газеты по купе строго-настрого запретили. Даже пограничник был предупрежден. Боялись, что слабое сердце матери может не выдержать. На Белорусском вокзале Бегонию удивило то, что ее не пришел встречать муж Борис. Он сознательно остался дома: его глаза сразу бы все рассказали. О трагедии Бегония узнала дома, к подъезду которого на всякий случай пригнали две машины "скорой помощи".

...Харламов в свои 33 года уже считался ветераном. На тот момент уже перестали играть Петров и Михайлов. Тем не менее весной 1981-го на чемпионате мира, который стал для Харламова последним, его включили в символическую сборную, то есть в шестерку лучших игроков турнира. Юный Володя Крутов, только что вышедший из больницы, попал на Кубок Канады, а здоровый Валерий Харламов был вычеркнут из списка. Почему?

Тихонов до сих пор уверен, что поступил тогда правильно.

- Поймите, - уверял меня Виктор Васильевич, - для тренера на первом месте - результат. Я всегда брал в сборную сильнейших. А Крутов, даже после травмы, выглядел в контрольных матчах лучше Харламова. Сказать Валере: "Ты не едешь" - было очень тяжело. Но я отказывал и другим звездам. Например, Балдерису. В 1983-м. Я тогда не взял в команду ни одного спартаковца. Но мы стали чемпионами мира, и недовольные голоса сразу утихли.

Кубок Канады - без Харламова - Тихонов выиграл. Но по приезде в Москву домой к Харламовым не зашел. И не позвонил. Зато хоккеисты ЦСКА и сборной приходили к Бегонии и деду (так они звали отца Харламова - Бориса Сергеевича) один за другим. Утешали, как могли. Любопытно, что и на первый Кубок Канады Валерий не попал. Причиной стала тоже авария - 26 мая 1976 года. Тогда за рулем был сам Харламов. За две недели до этого Валерий и его невеста Ирина Сергеева сыграли свадьбу. Медовый месяц супруги провели на больничной койке. По словам родной сестры Харламова Татьяны, аварию спровоцировала его жена.

Как бы то ни было, факт остается фактом: за свою блистательную карьеру Михайлов, Петров и Харламов ни разу не сыграли на Кубке Канады. Но Харламов все равно покорил канадцев: во время суперсерии 1972 года между сборной СССР и канадскими профессионалами. Об игре советского хоккеиста с номером "17" на спине североамериканская пресса писала в восхитительных тонах. Фил Эспозито тогда заявил: "У русских прекрасная команда. Но три звезды выделяются особо - Харламов, Третьяк и Якушев".

На Олимпиаде-76 в Инсбруке в решающем матче с чехами наши проигрывали - 0:2. И остались втроем против пятерых игроков соперника. Но наши выстояли. И победили - 4:3. Победную шайбу забросил он, Валерий Харламов.

По словам Владислава Третьяка, у Харламова абсолютно не было врагов. Он не кичился своей известностью, к славе относился спокойно и даже слегка иронично. Он умел ценить дружбу. Кстати, Харламов, Петров и Михайлов дружили семьями. Чаще собирались на квартирах Бориса и Валерия, потому что Петровы жили не в Москве, а в подмосковном Красногорске.

Детей Харламова, оставшихся сиротами, воспитала его теща - Нина Васильевна. Оба, 20-летний Саша и 18-летняя Бегонита, живут сейчас в Америке. Александр Харламов подписал контракт с "Вашингтоном", но играет, увы, за фарм-клуб - "Портленд Пайрэтс" ("Пираты из Портленда"). Сестра, бывшая гимнастка, поехала за компанию с братом. Зачем? Говорит, что хочет в совершенстве знать английский язык. Если будущее Бегониты пока неясно, то цель Александра не вызывает сомнений: играть в НХЛ.

Валерий ХАРЛАМОВ - легендарный советский хоккеист, многократный чемпион мира и Европы, двукратный олимпийский чемпион. Родился 14 января 1948 года. Выступал за команду ЦСКА. В августе 1981 года он и его жена Ирина трагически погибли в автокатастрофе. Похоронен на Кунцевском кладбище. В любое время года на его могиле лежат живые цветы.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно