Примерное время чтения: 11 минут
107

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТА. Ельцин - Зюганов. Политический расклад

СОПЕРНИКИ ОБОЗНАЧИЛИСЬ

Я УЖЕ давно писал, что никакого народного строя ни в России, ни в мире в конце XX века не будет. Прогноз Маркса не оправдался - по крайней мере на данном этапе развития человечества: нет базы для каких-либо вариантов социализма и коммунизма ни в производительных силах, ни в производственных отношениях, ни в отношении человека нового типа. Идет усложнение всех сфер жизни. А они не могут функционировать без аппарата, без бюрократии. И не такой бюрократии, которая идет в услужение - то к капиталисту, то к народу. А такой, которая становится господствующим классом общества.

Если от этих рассуждений перейти к нашей ситуации, то шансы на победу на выборах у нас может иметь только кандидат бюрократии.

Что означает решение Ельцина выставить свою кандидатуру на президентские выборы?

Во-первых, то, что главным группировкам российской бюрократии не удалось сговориться за спиной народа. Они выдвигают двух кандидатов (Ельцина и Зюганова).

Во-вторых, свои отношения они решили выяснить на выборах, с участием основной массы рядовых граждан. Если бы российская бюрократия договорилась, она бы свела выборы к чистой формальности, что могло бы затормозить преобразования.

А выборы означают, что придется признавать совершенные ошибки, освобождаться от наиболее одиозных союзников и подчиненных, анализировать настроения масс и пытаться (хотя бы на словах!) что-то обещать народу.

И это уже началось... Сколько законов приняла Дума за последний месяц! Сколько указов подписал Президент! Сколько давно очевидных бед вдруг стали "понятными" нашим лидерам: и невыплата зарплаты, и сбережения, и преступно безнаказанный грабеж граждан коммерческими пирамидами, и непригодность Чубайса с Заверюхой. И всего один-единственный рентген все высветил: перспектива выборов.

И коль скоро Ельцин взял курс на выборы, этот процесс будет продолжаться. И это гораздо важнее, чем то, кто победит на выборах.

А ведь и никаких других весомых сил, кроме бывшей коммунистической номенклатуры, у нас пока нет.

Номенклатура КПСС не сумела сообща начать и вести реформы. Она раскололась на две группы. Первая отбросила давно ставшие формальными идеологические лозунги и начала преобразования. Она сумела снять "сливки" со своего начинания в виде постов в аппарате и наиболее лакомых кусков собственности.

Вторая группа - их соседи по коридорам ЦК, обкомов, райкомов, которые не проявили ни ловкости, ни быстроты и оказались обделенными.

Я не согласен, когда говорят: на выборах будут бороться бывшая номенклатура (ставшая богатой) и бывшая номенклатура голодных и нищих.

На самом деле группировка Зюганова имеет много постов в городах, в областях, в Думе. У ее приверженцев достаточно собственности (в основном в провинции), где местная власть из их рук не выходила. Поэтому борьба групп Ельцина и Зюганова - это не борьба имущих с неимущими. Это борьба двух "имущих" групп за главный кусок - за федеральный уровень.

При любом исходе выборов номенклатура власть не уступит. И собственность тоже.

ВЗАИМНАЯ КРИТИКА

КОММУНИСТЫ обвиняют Ельцина в пренебрежении интересами народа. Но ведь это пренебрежение - генетическая черта коммунистической бюрократии. Разве она когда- либо колебалась в готовности платить и уровнем жизни миллионов граждан, и даже самими их жизнями? И в мирные годы, и тем более - в военные?

Обвиняют Ельцина за ошибки. Но разве наша номенклатура, не желающая отдавать ни грамма власти и связанных с нею благ, не устраняла из аппарата всех способных, но "чужих" - и обрекала себя на ошибки?

Обвиняют Ельцина в сохранении привилегий для бюрократии. Но разве известен другой способ сохранить преданность номенклатуры? Зарплатой манипулировать трудно, а привилегиями - очень легко. И именно они - главный инструмент управления.

Обвиняют Ельцина в терпимости к коррупции. Но ведь когда приходится делить собственность, то действовать только "по законам" номенклатура не хочет. Ведь "по закону" - это публично, открыто. А если идет дележ "под ковром" - то неизбежны коррупция и криминал.

Я хочу сказать, что ни одно из обвинений бывшего номенклатурщика Зюганова в адрес бывшего номенклатурщика Ельцина он, Зюганов, устранить после своей победы не сможет. Более того, есть все основания предположить, что при нем ситуация ухудшится.

Почему? Да потому, что в его группировке есть не только "критики", но и "реваншисты". Те, кто попытается вернуть и государственную собственность, и советскую власть, и идеологический контроль. Вернуть, так как при другой системе эта часть сторонников Зюганова руководить просто не может. Чтобы найти для себя место под солнцем, им надо восстановить это солнце. И эта группировка не остановится после победы ни перед чем - вплоть до устранения самого Зюганова, если он окажется не очень решительным. А на первую роль выйдет тот, кого я называю "номер семь". Сталин, как известно, был именно седьмым в списке лидеров.

КОЗЫРИ ЕЛЬЦИНА

СЕЙЧАС говорят, что рейтинг Ельцина очень низок. Метод опроса создан социологами и психологами стран англосаксонского и в целом западноевропейского менталитета. Достаточно напомнить, что искренняя исповедь - повседневный элемент многовековой католической культуры. У нас опрос отражает не решение человека, а его настроение. Последнее же весьма неустойчиво. Поэтому хотя я и согласен с тем, что рейтинг Президента Ельцина опасно низок, но ничего катастрофического я не вижу.

Ельцин умело начал агитацию. Его приемы далеки от представлений московской интеллектуальной тусовки, но они рассчитаны на хорошо ему известного рядового человека и могут привлечь многих.

Еще более важен тот фактор, что у Ельцина нет соперников в его, "президентской", весовой категории. По существу, избирателю некого выбирать. Ситуация, известная по пословице "на безрыбье и рак - рыба".

За Ельциным стоит его главный капитал: практические дела. А его главный оппонент может предложить только теоретические схемы. К тому же этот его основной оппонент никогда не руководил ни заводом, ни городом, ни областью, ни даже цехом. Руководство идеологией или организационной работой - опыт явно недостаточный.

У Ельцина есть серьезные резервы. Он - власть и соответственно может принимать указы, в которых в виде законодательного акта будут решены многие проблемы, волнующие избирателей. Возможность не обещать, а делать - весомое преимущество. Ельцин в прошлые годы зачастую был нерешителен, видя распри отдельных групп своих аппаратчиков по тому или иному вопросу. Но теперь он будет действовать, ломая сопротивление - и это даст эффект.

Я думаю, что он продолжит чистку в своем окружении. Давняя кремлевская традиция - бросать с балконов дворца в толпу наиболее ненавистных бояр - всегда срабатывала. Конечно, вряд ли удастся обойтись лицами из третьего эшелона власти. Суды над ними не произведут нужного впечатления. Сталин хорошо знал: народ может поверить в то, что народные беды связаны с происками врагов, только тогда, когда эти враги - мощные, например, стоят рядом со Сталиным на мавзолее. Виновные должны соответствовать масштабу народных обид.

Огромный резерв - мир в Чечне. Никакая военная победа голосов Ельцину не прибавит. Сторонники такой победы все равно за него не будут голосовать. У них - свои кандидаты. А вот бывшие сторонники Ельцина, покинувшие его из-за Чечни, в случае мира или хотя бы вывода войск из Чечни вернутся к Президенту.

ГЛАВНЫЕ "ПРОКОЛЫ"

ЕСТЬ и исключительно сильные противодействующие факторы. Главных из них три. Во-первых, выбор в 1991 году одного из худших вариантов реформ и, соответственно, реформаторов. Худшего - с точки зрения России и ее истории как великой державы. Худшего и с точки зрения чистой экономической теории.

Во-вторых, отсутствие цельной программы реформ на предстоящий период. Есть "свалка" положений, позаимствованных у других кандидатов. Сам по себе этот прием - обычен. Вспомним, как Ленин взял программу эсеров по земле, заявил: да, программа ваша, но выполним ее мы. Беда в другом: Ельцин берет не программы, а плохо сочетаемые друг с другом куски из них.

В-третьих, штаб избирательной кампании и его аппарат на местах состоят из чиновников. Совсем недавно один из руководителей этого штаба начал борьбу за захват собственности вуза... Конечно, он не может не понимать, что он лишает президента многих голосов - но желание лично погреть руки превышает все. В штабе есть немало людей, которые в прямом смысле слова собираются заработать на выборах. Для них выборы - это не борьба за победу, а очередное аппаратное поручение. Эти люди уже "съели" массу голосов у партии Черномырдина на выборах в Думу и готовы "повторить успех".

Много шуму наделало заявление генерала А. Куликова.

Во-первых, такое заявление должно "давить" на те частные структуры, которые пассивно относятся к выборам и, в частности, не дают средств для президентской кампании. Им показали "желтую карточку": или платите, или, пока у нас власть, мы до вас доберемся. Во-вторых, заявление рассчитано на избирателей левых сил: смотрите, мы тоже не исключаем деприватизацию. И, наконец, третье и главное: наступил разрыв между объемом собственности у государства и объемом самого российского государства и его аппарата. Аппарат остается гигантским, а приватизация лишает его весьма хилой кормушки в виде государственной собственности и не дает обещанной более изобильной кормушки в виде налогов с приватизированных структур. Вот аппарат и заявляет: раз нет изобилия, то верните хотя бы тот минимум, который давал в кормушку бюрократии госсектор.

Так что эта акция Куликова прежде всего направлена на успокоение аппарата. (В критический момент опричнины Иван Грозный начал отбирать вотчины, чтобы увеличить запасы государственной земли как базы для кормления опричнины).

Многое зависит от того, как будут вести кампанию оппоненты Ельцина. Но все же я уверен: без привлечения на свою сторону небюрократических слоев населения, основной массы народа - победить будет трудно. Вопрос не в количестве процентов электората. Должен быть блок неноменклатурных реформаторских сил. Он пока плохо организован, но он есть.

Если все будет сводиться к обещаниям Ельцина, то никого из этой части избирателей эти обещания не увлекут. Ведь все мы помним, как на прошлых выборах Ельцин сумел обеспечить себе поддержку реформаторских сил общества, не связывая себя никакими обязательствами. Я помню, как прибегали ко мне руководители "Демократической России": "Что происходит? Почему он назначил такого-то?" Я отвечал: "А разве он обещал с вами, советоваться? Он ведь публично заявил, что ни в одну партию не входит".

ДОГОВОР С НАРОДОМ

ТАК ВОТ теперь, с учетом прошлого опыта, только официально подписанный договор между Ельциным и его потенциальными сторонниками из небюрократических сил может привлечь рядового избирателя.

Что могло бы стать предметом этого договора? Во-первых, политические обязательства. Например, обязательно внести сразу после выборов поправки к Конституции, ограничивающие Президента функциями главы государства, а главой администрации должно стать правительство, утвержденное Думой. Как говорили в начале века во времена первой российской Думы - "ответственное правительство". Или обязательство внести закон о независимой судебной системе, в которой судей первого уровня выбирают граждане, а всех других выбирают уже сами судьи. Создать независимую от трех властей четвертую власть, особенно для электронных средств информации. Обеспечить единую основу для выборов и властей в регионах и властей на муниципальном уровне. Обеспечить такие-то права субъектам Федерации, чтобы создать базу для децентрализации реформ и углубления, ускорения их на этой основе.

Во-вторых, комплекс мер в области социальной защиты населения. Надо предложить механизм защиты, а не сводить дело к отдельным мерам. Например, можно обещать выплатить задержанную зарплату. Но можно ввести и механизм: за каждый месяц задержки надо к зарплате добавлять сумму, соответствующую темпу роста цен. И такой механизм во многом "успокоит" всех любителей придержать зарплату.

И наконец третье - это ряд решений в области экономических реформ. Например, не проводить приватизацию отдельных предприятий, а приватизировать отрасли. И брать только те отрасли, где после приватизации возникнет конкурентная ситуация, возникнет нормальное рыночное соревнование.

Но представим, что Ельцин на все это не пойдет. Решит, что "на безрыбье" все реформаторы и так проголосуют за него. Вот на этот случай и пригодится голосование "против всех". Такое голосование сделает выборы несостоявшимися, потребуются новые выборы, но уже без участия всех тех, кто был кандидатом в июне.

Может ли случиться, что при угрозе поражения Ельцин отменит выборы? В принципе это не исключено, но принесло бы ему массу минусов. Отказ от союза с демократами Ельцину придется компенсировать не отменой выборов, а союзом с коммунистической номенклатурной оппозицией. Объединение ныне правящей номенклатуры с коммунистической оппозиционной номенклатурой - главная опасность для страны. Тем более что ради такого союза номенклатура может пожертвовать и Ельциным, и Зюгановым.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно