aif.ru counter
56

ОТЦЫ И ДЕТИ: ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ. "Я тебя никогда этому не учил"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 5 31/01/1996

Мой сын вчера принес из школы чужой пенал, сказал, что нашел. Может, так оно и есть, но не дает покоя мысль, а вдруг он эту вещь украл? Вдруг мы растим маленького вора? Как быть в такой ситуации?

Н. Г., Москва.

ПРЕЖДЕ всего сдержать свое "взрослое" негодование и не кричать: "Как ты смел меня опозорить! Я тебя никогда такому не учила!" Перед вами личность, но личность еще незрелая, и искушение для ребенка оказалось слишком велико, он не смог устоять. В сегодняшнем мире огромного разнообразия вещей и возможностей мы подвергаемся искушению практически постоянно. Вспомните, у вас ведь тоже бывает, когда очень хочется иметь такую же шубу, как у подруги, такую же машину, как у соседа... Но у взрослого человека есть социальный, нравственный тормоз, которого еще нет у ребенка.

Не нагнетайте эмоции: "Как тебе не стыдно?!", потому что ребенку действительно не стыдно, ему просто очень захотелось. Любая желанная вещь, игрушка тут же на месте превращается для него в МЕЧТУ. Не надо недооценивать роли вещей в нашей жизни, вспомните себя: как безумно вам хотелось когда-то (!) фирменные джинсы, или магнитофон, или кроссовки. Сегодня дети страстно мечтают о Барби, компьютере или конструкторе "Лего", которые опять стоят почти месячную зарплату родителей (традиция, что ли?). Мы подсознательно сегодня завидуем нашим детям, потому что во времена нашего детства не было такого разнообразия. Но сила мечты была у нас такая же! Мы, взрослые, умеем, во-первых, откладывать исполнение своих желаний, а во-вторых, умеем от них отказываться. Ребенок не может научиться этому в один день, но учите его этому. Прикрикнуть, запугать, отказать раз и навсегда: "Я никогда тебе этого не куплю!" - значит отобрать мечту, это опасно. Любой отказ человек переживает болезненно. Но это можно сгладить, "проговорив" эту тему. Причем играйте с ребенком в открытую: "Мы все чего-то хотим. Например, наша мама очень хочет новое платье. А когда мне было 10 лет, я ужасно хотел велосипед, и ты такой же, как мы! Давай будем считаться с чужими желаниями" и т. д.

Нельзя ни в коем случае "отказываться" от своего ребенка в этой ситуации, "бросать" его на произвол судьбы: "Где взял, туда завтра и положишь! Завтра пойдешь и признаешься, что это ты украл!" Такие морально-нравственные задачи ребенку не под силу, и ничего хорошего вы не добьетесь. Поэтому не злобно, а вызывая у ребенка сочувствие, попробуйте подробнее обсудить с ним эту ситуацию: "Ведь ты знаешь, что это игрушка Сережина. А вот если бы твою любимую машинку кто-то взял и унес? А если бы так у тебя... Давай вернем!" и т. д. Если есть возможность, верните, чужую вещь сами. Но только не втихую, а при своем ребенке, вместе с ним: "Вот мы вчера вечером последние уходили, подобрали машинку. Это не ваша?" Выручите своего ребенка, представив этот инцидент как случайность, разделите с ним ответственность и неловкость.

Порой есть смысл... подбить ребенка на вранье. Вы договорились, что он завтра незаметно положит чужую вещь на то место, где взял, и никто, кроме вас двоих, о его поступке знать не будет, это только ваша тайна. Такое вранье - меньший грех перед вашим ребенком, поскольку вы, взрослый человек, понимаете: ему, может быть, не по плечу задача с "признанием", так как в нее будут в той или иной степени вовлечены другие люди - не только дети, но и взрослые (учителя, родители одноклассников), и кто-нибудь обязательно расценит его поступок как криминал, и потом, если что-то у кого-то пропадет, будут думать на вашего ребенка, поскольку был прецедент...

Вера СИТНИКОВА, психолог.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество