Примерное время чтения: 6 минут
80

6,8% "НОВЫХ РУССКИХ" ИМЕЮТ ПО 2 КВАРТИРЫ. Бизнес-элита: смотрите, кто пришел!

Помните анекдот: поймал "новый русский" золотую рыбку и спрашивает ее: "Чего тебе надобно, рыбка?" Анекдотов про "новых русских" ходит сегодня немало. Давно и справедливо замечено, что если какие-то стороны нашей жизни стали достоянием народного творчества, то их по праву можно называть явлением. Кто они - "новые русские"? Откуда взялись, какой образ жизни ведут? Об этом беседа с Ольгой КРЫШТАНОВСКОЙ, зав. сектором изучения элиты Института социологии РАН.

КТО ОНИ?

"НОВЫМИ РУССКИМИ" их прозвали на Западе. В основном это те, кто разбогател недавно, в конце 80-х - начале 90-х годов. Они и сегодня ошеломляют тамошнюю публику - деньги тратят в таком же количестве и с таким же размахом, как арабские шейхи и нефтяные короли. Инфраструктура Запада вынуждена реагировать на их появление и высокую покупательную способность: специально для них строятся фешенебельные курорты, множатся элитные услуги, открываются супердорогие бутики, проводятся аукционы антиквариата и высокой по цене недвижимости, где они - основные покупатели.

Но не стоит всех "новых русских" воспринимать как единое целое. Они делятся на две группы: бизнес-элита - это респектабельные, высокообразованные бизнесмены, которые, как правило, занимают высокие посты в окологосударственных коммерческих структурах. Живут своей работой, трудятся по 10 - 12 часов шесть дней в неделю, неравнодушны к политике, пытаются влиять на политические процессы в обществе, респектабельны, ведут достаточно замкнутый образ жизни, ограничивая круг общения себе подобными, серьезны и отнюдь не стремятся демонстрировать свое богатство. Представители второй группы - это нувориши, предприниматели куда менее образованные, ведущие демонстративно роскошный образ жизни, более склонные к авантюрному и криминальному бизнесу, который и позволил им, кстати, нажить свои "молодые деньги".

КАК ЖИВУТ?

СЕГОДНЯ - лучше, чем вчера. Еще года два назад свой офис они могли открыть буквально среди помоек, в каком-нибудь грязном дворе, на последнем этаже никогда не ремонтированного дома. Единственный ориентир - железная дверь с домофоном, за которой и находился их маленький кусочек Европы. Такими были рабочие места представителей бизнес-элиты. Или такой пример, но уже из жизни нуворишей: всего несколько лет назад встречались молодые миллионеры, которые могли себе позволить костюм за тысячу долларов, последней марки "Мерседес", но при этом жили в однокомнатной квартире, единственной мебелью в которой была раскладушка. Сегодня положение изменилось: состоятельные люди делают свою жизнь более гармоничной. Свои немалые деньги они стремятся вложить прежде всего в недвижимость. 2,2% имеют три и более квартиры, 6,8% - по две квартиры; 6,5% имеют собственный дом, 84,9% владеют одной квартирой. Верхушка бизнес-элиты тяготеет к элитарному жилью: 7 комнат имеют 2,2%, 6 и 5 комнат - по 3,1% предпринимателей, в 4 комнатах живут 10,9%, в 3-комнатных квартирах - 32,6%, и наконец, 2 комнаты имеют 34,8%. Дачами или загородными домами владеют 89,6% бизнесменов, в том числе более одного загородного дома построили 3,5%.

КАКИЕ У НИХ ЖЕНЫ И ДЕТИ?

ПРЕЖДЕ всего образованные. Представители бизнес-элиты хотят видеть в своих женах не только подруг, но и советчиков, с которыми можно обсудить профессиональные дела. И они это имеют. К примеру, 43,7% жен крупных коммерсантов и банкиров учились когда-то в МГУ, 18,8% - в МГИМО, около 40% из них имеют экономическое образование. Правда, 46,5% жен бизнес- элиты после улучшения материального положения семьи сразу же оставили работу. Что касается нуворишей, то они, как правило, "выбившись в люди", тут же стремятся сменить старую жену на новую - чаще всего манекенщицу. В среде бизнес-элиты 43,9% предпринимателей имеют одного ребенка, 41,1% - двоих, 9,6% - троих и более детей. Выросшие дети, как правило, закончили или учатся в Финансовой академии при Правительстве России, в МГУ (экономический и юридический факультеты) или в МГИМО. Эти вузы считаются дающими наиболее серьезное и перспективное образование. Ведь 95% взрослых детей пойдут работать в коммерческие структуры, причем сыновья - в независимые компании, а дочери - в фирмы отца.

НА ЧЕМ ЕЗДЯТ?

КАК ПРАВИЛО, на "Вольво", "Линкольнах" и "Мерседесах" - это любимые марки автомобилей бизнес-элиты. Причем далеко не всегда эти машины находятся в личной собственности, чаще они принадлежат фирмам "новых русских". Без малого 30% бизнесменов имеют только служебные автомобили, остальные - и служебные, и личные. 44,5% лично владеют только одним- единственным автомобилем, 13% имеют два, почти у 4% три и более машин.

ЧЕМ УВЛЕКАЮТСЯ?

НА ЭТОТ вопрос можно ответить, только если не брать в расчет "новых русских"-трудоголиков, для которых работа - образ жизни, своего рода наркотик. Ни на что другое времени у них нет и они не стремятся его освободить... Те, у кого есть свободное время, занимаются спортом - 24%, предпочитая такие его виды, как футбол, теннис, горные лыжи, плавание, борьбу, волейбол. 7% бизнесменов коллекционируют живопись, видеофильмы, оружие, марки, монеты. Охотой увлекаются 6%, любят водить автомобиль на высокой скорости 5%.

Читают книги тоже 5% бизнесменов, причем чаще всего это детективы. Из серьезных писателей любимые - Достоевский, Толстой, Лермонтов. Почти все представители бизнес-элиты стараются следить за периодикой, деловой прессой. Среди газет лидируют "Известия", "Аргументы, и факты", "Коммерсантъ дейли". Для продвижения своего бизнеса предприниматели просматривают в среднем 10 специальных финансовых, экономических и юридических изданий. Еще свой досуг 4% бизнес-элиты предпочитают посвящать азартным играм, в шахматы играют 3%, путешествуют столько же, любят расслабиться в бане 2%. Отдыхать они чаще всего отправляются в Подмосковье, в свой загородный дом (10%), на Черное море (6%), за границу (5%).

ЧТО ЦЕНЯТ И ЧЕГО ХОТЯТ?

ЧТО КАСАЕТСЯ нуворишей, то на этот вопрос ответить сложно, так как большинство из них исповедуют идеалы и стиль мафиози. У бизнес-элиты в силу их более высокого образовательного уровня уже сформирована своя система ценностей. Перечислю в порядке убывания значимости те человеческие качества, которые особенно ценятся в среде бизнес-элиты: честность, порядочность, пунктуальность, интеллигентность, исполнительность, добросовестность, искренность, профессионализм, ответственность, эрудированность, обязательность. Эти качества можно сегодня назвать наиболее дефицитными в среде русского бизнеса. Представителей бизнес-элиты можно смело причислить к приверженцам консервативных ценностей. Самое большое их желание - чтобы в стране была стабильность...

Записала Тамара ВИРКУНЕН.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно