Примерное время чтения: 4 минуты
525

ЧТО В ДУШЕ У РУССКИХ "РЭМБО"? Спецназ без прикрас

"Альфа", "Витязь", "Град"... Голубые, крановые, зеленые береты... Новые спецподразделения для ведения разведывательно-диверсионной деятельности и борьбы с терроризмом появляются, словно грибы после дождя.

"СЕЙЧАС спецназовцев развелось как собак нерезаных", - вспоминается грубоватая шутка Сергеича, "старлея" из бригады специального назначения Главного разведывательного управления Генерального штаба, с которым мы познакомились в Чечне. Но есть ли толк от этого? Ведь любое распыление сил и средств ни к чему хорошему не приводит. Увы, русские "рэмбо" за последние пять лет много потеряли в профессионализме, зато сильно озлобились. Особенно "летучие мыши", самый многочисленный спецназ. Армейский.

МИФ О "ДЬЯВОЛАХ" ИЗ ГРУ

КРУТЫМИ суперменами изобразил в своем романе "Аквариум" бывший сотрудник Главного разведывательного управления Виктор Суворов (Резун) людей из армейского спецназа.

"Брехня", - коротко прокомментировал мой старый знакомый из бригады спецназначения ГРУ, расквартированной в п. Чучково Рязанской области, кстати, лучшей в Российской армии.

Он же пожаловался на нынешний отбор призывников в спецподразделения армейской разведки. Мол, раньше парней ростом ниже 175 см и весом меньше 70 кг уже на медкомиссии отбраковывали. А теперь выбирать особенно не из кого.

Двадцать лет назад мне запомнился Рим Хабиров из лагодехского спецназа Закавказского военного округа. "Железный Рим" на спор запросто делал 800 раз подъем переворотом на перекладине. В рукопашной схватке один побеждал пятерых местных джигитов.

Не то нынешнее спецназовское племя. Например, несколько лет назад в том же городке Лагодехи грузинская национальная гвардия запросто захватила в качестве заложников 46 российских спецназовцев. Грузинами был разграблен крупный склад с оружием и техникой бригады ГРУ.

Особенно крупные неудачи потерпели в начале чеченской кампании.

Тогда руководство, слепо следуя указанию Павла Грачева "взять Грозный одним парашютно-десантным полком за два часа", бросило спецназ в самую мясорубку.

Поначалу сибирской бригаде спецназа кое-что удалось сделать. Так, они устроили завал на горной дороге, ведущей в Грозный, и на какое-то время задержали подход подкреплений к обороняющимся в столице Чечни боевикам. Более того, когда у завала образовалась большая пробка из чеченских машин с ополченцами, сибиряки вызвали "сушки", и штурмовики разнесли с воздуха колонну противника.

Через несколько суток сибирских спецназовцев эвакуировали из глубокого тыла дудаевцев вертолетами. Правда, даже привычные к холоду бойцы почти все оказались обмороженными. Ведь в зимние горы их сбросили в летних ботинках.

Куда меньше повезло разведчикам из 22-й бригады специального назначения Главного разведывательного управления Генштаба. Сейчас уже не секрет, что дислоцирована она в Северо-Кавказском военном округе в маленьком городке Аксай, что рядом с Ростовом-на-Дону. 31 декабря 1994 года они вылетели на задание. Их высадили в горах южнее Грозного возле дороги Дуба-Юрт -Советское.

Из-за сильного тумана высадка прошла неудачно, совсем рядом с чеченским отрядом. Спецназ был сразу же обнаружен. Для ликвидации десанта из 49 человек боевики бросили не только местных ополченцев, но и две бригады из Грозного.

Отходили с боями. Но в незнакомых горах никак не могли оторваться от преследователей, которые знали эти места как свои пять пальцев. Стояла нелетная погода, и вертолетов для эвакуации разведчиков не было. Наконец, 6 января "аксайцев" окружили на горной вершине. Командир отряда майор Андрей Иванов 7 января приказал подчиненным сдаться.

Перед тем как поднять руки, спецназовцы уничтожили шифроблокноты, шифровальную технику, другое секретное оборудование. Однако чеченцам в качестве трофеев досталось не только много обычного стрелкового вооружения, но и новейшие бесшумные пистолеты, бесшумные снайперские винтовки "Винторез", пластиковая взрывчатка.

Конечно, это была крупная неудача российского спецназа. Однако, вопреки прогнозам, следствие не сделало крайними майора Иванова, его непосредственного начальника командира 22-й бригады полковника Сергея Бреславского. Пленных разведчиков обменяли на захваченных чеченских боевиков. Конечно, не наградили, но и не отдали под суд. Признали, что действовать спецназовцам пришлось в безвыходной ситуации.

Наверное, настала пора определиться, должны ли разведчики-диверсанты штурмовать города и укрепленные здания, или "зачищать" поселки, выполняя жандармские функции? Сами спецназовцы с этим не согласны. Отсюда многочисленные потери, бессильная злоба. Но, с другой стороны, чем тогда должны заниматься элитные части? Может, бороться с оргпреступностью?

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно