47

ВСЕ - НА ФЕСТИВАЛЬ ПАРТИЙНЫХ КЛИПОВ. Политические художества

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48 29/11/1995

Первый советский политический клип был изготовлен еще в 1936 году. Он представлял собою... колыбельную. Вы помните? "Спят медведи и слоны, спит в овраге мишка - все теперь спать должны, спи и ты, малышка" - классические кадры из александровского "Цирка". Симпатичного негритенка по очереди баюкают гордый внук славян, финн, тунгус, друг степей калмык и даже нашедший себе приют в дружной семье народов еврей (впоследствии убитый Соломон Михоэлс). Могло ли что-то лучше проиллюстрировать принципы пролетарского интернационализма, чем безмятежный сон чернокожего малыша в Стране Советов?

ПОЛИТИЧЕСКАЯ реклама - дело тонкое. Все то, что так ценится в обычных роликах - яркость ассоциаций и впечатляющий изобразительный ряд - в данном случае отступает на второй план. Стоит дать сто очков тому гению, который во время референдума расклеил на всех углах простои плакатик с вошедшими в историю "да-да-нет-да", избавлявшим избирателя от необходимости думать над бюллетенем, Нынешняя предвыборная рекламная кампания превратилась в своеобразный кинофестиваль. На нем представлены все жанры современного кино: от триллера (грозные ролики КРО, обещающие наказать взяточника) до эротической мелодрамы (поклонники Жириновского в постели).

РЕАЛИЗМ ПРОТИВ ФАНТАСТИКИ

НАИБОЛЕЕ популярным жанром фестиваля стала, безусловно, фантастика. Посудите сами: ролики всех без исключения партий демонстрируют, как прекрасна станет наша жизнь, стоит только последовать за тремя богатырями Жириновского или шагать по Красной площади в ногу с Лебедем и Скоковым. Судя по роликам КРО, вскоре ее стараниями на каждом лугу возникнет церковь, каждому взяточнику дадут по шапке, а военные конфликты - по мановению микшера на монтажном столе - сотрутся с карты страны.

Если ориентироваться на ЯБЛОКО, все мы, как Ньютон, озаренные упавшим на голову плодом, заживем, словно в райском саду. Ну а уж если верить произведениям, созданным придворными художниками Жириновского, то мы в бальных платьях и фраках (как Наташа Ростова и поручик Ржевский) сначала закружимся в вальсе, а потом уляжемся в постель, где ЛДПР гарантирует нам чувство стабильного удовлетворения.

От пут фантастики освободиться смогли лишь организаторы рекламной кампании выбороссов, решивших свою картину в гиперреалистическом жанре, открывающем зрителю глаза на печальную действительность. Сами посудите - как можно понять одинокое путешествие Гайдара по шпалам? Как видеоряд к песне "Опять от меня сбежала последняя электричка" или как расчет на бабью жалость ("Зачем вы, девушки, красивых любите...")? Впрочем, если потенциальным зрителем ролика считать исключительно женскую аудиторию, успех Гайдару гарантирован: любовь русской женщины всегда зижделась на жалости - не говоря о том, что даже кондово реалистические ленты наши женщины воспринимают лучше самой эффектной фантастики.

ХРОНИКА ПРОТИВ ПОРНО

КРО, первым запустивший в эфир свои ролики, использовал в них в основном детективные ходы. То рука сует деньги невидимому герою, которого страж порядка мрачно предупреждает за кадром: "Чиновник, не бери взятки". То по Красной площади - непонятно, по какому такому празднику, - шествуют в парадной форме руководители партии. Эмоциональное воздействие этих детективов сродни советским военным фильмам: форма красивая, борьба нелегкая, наказание суровое, герой побеждает, а пушки - на заглядение красивы...

ЛДПР избрала для себя опереточную нишу. Агитклип "Владимир Вольфович, вы мой кумир, мы с вами завоюем мир", который смазливая девица исполняет с истинно революционным пылом, изготовлен в лучших традициях легкого порно: фигурирует там и томный отпечаток губ на портрете героя, и брошенный на кровать китель с пышными погонами. Сексуально-политические напевы заставляют, правда, предположить, что потенциальным электоратом ЛДПР являются лишь профессиональные работники постельного цеха.

ЯБЛОКО довольно успешно сняло комедию с деревенской тематикой. Любовь тут без пошлости (деваха да парень в косоворотке обнимаются на завалинке), но с грустным оттенком: парень ест яблоко с большей охотой, чем целует милую. Впрочем, при нынешнем накале политических страстей такая индифферентность объяснима: не до поцелуев.

В результате в выигрыше оказались те, кто предпочел скромный жанр документалистики: ленты Рыбкина и Черномырдина. Напрочь лишенный фантазии рыбкинский ролик указал избирателю главное - номер его партии в бюллетене. Отказавшись от изысков, НДР (также напомнивший свой номер) выпустил на экран откровенную агитку в духе программы "Время" 70-х годов. Здесь и сталевары у доменных печей, и бабушки- пенсионерки, подсчитывающие деньги на молоко, и молодежь, толпящаяся на улицах... Любопытно, что ролик "Нашего дома России" был изготовлен... американцами - рекламной компанией "DMB&B". Получилось, что "если дорог тебе твой дом", нужно звать кровельщика из Штатов.

ВНЕКОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА

ОТДЕЛЬНЫЕ блоки, побоявшись принять участие в конкурсной программе, предпочли занять место критиков. Движение "Вперед, Россия!" вывесило на одном из домов в районе универмага "Москва" впечатляющий плакат: "50000000 жертв гражданской войны, коллективизации и репрессий никогда не проголосовали бы за Зюганова" (подпись Б. Федорова). Подобного рода "подножками", как ни странно, занялся и интеллигентный Боровой. Выступая по телевидению, он регулярно цитирует зрителям псевдонародные частушки, сочиняемые для него компанией "ИМАРТ-Видео": "На плакате Черномырдин / ручки домиком сложил, / чтобы думал избиратель - / что он хрен на всех ложил". Про самого же Константина Натановича народ, по версии "ИМАРТа", былины складывает доброжелательные: "Полюбила Борового / Боровому я дала..." и т. п.

* * *

...Помните притчу про то, как однорукий и одноглазый король объявил конкурс на замещение вакантной должности придворного живописца? Выиграл его тот художник, который догадался, не льстя императору, изобразить приятную полуправду: на месте недостающей руки поместил драпировку, лысину прикрыл париком, на пустую глазницу опустил прядь...

Предварительные итоги фестиваля показали: те, кто боролся в роликах за киноправду, получили чернушный реализм. Те, кто мечтал увидеть свое прекрасное отражение, выпекли антинаучную фантастику. Умнее же всех оказались те, кто, на высокие художества не претендуя, прикрыл лысину париком и назвал свой порядковый номер. А хитрее всех - те, кто, не участвуя в телефестивале, по старой доброй традиции агитирует массы во Дворцах культуры, сидя за красным кумачовым столом.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых



Самое интересное в регионах
Роскачество