Примерное время чтения: 6 минут
318

ИНСТИТУТ ЧЕЛОВЕКА. Клептоман: ворует или болеет?

"Не будь я король, я был бы повешен за воровство", - признавался французский король Генрих IV Наваррский. Добрый и щедрый государь не мог время от времени удержаться от искушения взять чужую вещь и незаметно унести ее с собой (потом, правда, все похищенное он возвращал владельцам). В наше время врачи, наверное, признали бы его клептоманом.

КАК ни странно, но истинными клептоманами действительно часто бывают люди обеспеченные и с неплохой наследственностью, в том смысле, что живут они среди честного окружения и родителей их нет основания подозревать в нарушении библейской заповеди. Поэтому воровство клептоманов происходит не от дурного характера и непреодолимой жажды наживы, а бессознательно, машинально.

УКРАСТЬ, КАК ПОЛЮБИТЬ

ОДИН из клептоманов определял свою болезнь как страсть, которая сжигает, как любовь: "Когда кровь кипит у меня в голове и в пальцах, я думаю, что сам себя бы своровал, если бы только это было возможно". Другой признавался, что в момент совершения воровства "мне как-то особенно хорошо, потом... я плохо ем и сплю. Но, несмотря на это, никогда не откажусь от этой чертовой привычки".

Отдают ли себе отчет клептоманы в том, что творят? Больной человек, абсолютно не понимающий, хотя бы формально, что он делает, - явление довольно редкое. Другое дело, что понимание это может быть искажено по сравнению с принятыми в обществе нормами, и удержаться от воровства невозможно, даже осознавая опасность самой кражи и полную ненужность вещи. Клептоман, конечно, не взламывает двери и сейфы и не заметает следы, как истинный преступник, но он и не ворует на глазах у изумленной публики, поэтому говорить о том, что он действует совершенно несознательно, было бы ошибкой.

Кстати, о заметании следов. В прошлом веке в Петербурге жил некий господин Г-ский, владелец нескольких крупных поместий, имевший привычку после каждого обеда или ужина вне дома брать на память, не оповещая об этом хозяев, вилку или нож. Придя к себе, ко всем уворованным вещам он привязывал ярлык с надписью, где, когда и у кого похищен предмет, после чего выкладывал их на специально приготовленный стол. Мысль о том, что таким образом он собирает или неопровержимые улики против себя как вора, или доказательства своей болезни, не приходила ему в голову. Когда к Г-скому приходила прислуга того дома, где он побывал, и просила его вернуть то, что "господин изволил взять по ошибке", он подводил человека к столу со словами: "Ну, возьми, что тут твое". Щекотливость положения он объяснял, подобно оффенбаховской прекрасной Елене: "Судьба!"

ЖЕНЩИНЫ ВОРУЮТ, МУЖЧИНЫ - СИДЯТ

СПЕЦИАЛИСТЫ объясняют эту страсть возможным нарушением инстинкта самосохранения, когда человеку необходимо испытать риск и получить удовольствие от самого процесса воровства.

Другой вариант: клептоманы охотятся за конкретной вещью, фетишем. В подсознании это бывает связано с сексуальными переживаниями, но проявляться может по-разному и не всегда понятно даже самому крадущему. В этих случаях можно объяснить, например, "коллекционирование" женского нижнего белья, но какое отношение к сексу имеют десятки папиросниц, пуговиц или меховых шапок? Между тем известен случай, когда человек регулярно воровал меховые шапки в банях. После его задержания в доме обнаружили целую гору ушанок, которые он использовал в качестве "генератора" своих сексуальных фантазий. Вероятно, первый сексуальный опыт был настолько ярок и так отложился в памяти, что теперь для достижения удовлетворения необходимо воссоздавать или ситуацию, подобную той, в которой этот опыт был получен, или хотя бы ее элементы (те же шапки).

Если настоящее воровство все-таки в большинстве своем "привилегия" мужчин, то клептоманами чаще бывают женщины. Почему? Специалисты затрудняются ответить, но считают, что это может быть связано с особенностями женской психики, некоторые даже склонны объяснять ее "побочными явлениями" при беременности или предменструальной тревоге. Но, вероятно, причина в том, что к мужчинам-ворам просто относятся более жестко и в случаях с ними гораздо реже встает вопрос даже о возможности клептомании. В самом деле, украл - значит, в тюрьму. Одно дело, когда человек несколько раз подряд совершает нелепые кражи и копит в доме предметы, которые не используются. Ну а что, если, например, он ворует не столовые приборы, а деньги. Кто он есть? Больной или вор? Спроси людей на улице, мало кто скажет, что больной. Спроси специалистов, ответят: теоретически такой клептоман вполне вероятен. Но он будет гораздо подозрительнее прочих, потому что, взяв деньги, трудно ими не воспользоваться, а это уже - нажива, что настоящему клептоману не свойственно.

"НАСТОЯЩИХ БУЙНЫХ МАЛО..."

САМА по себе клептомания как болезнь достаточно редка. "Настоящих буйных мало", поэтому объяснения мнимых больных звучат достаточно неубедительно. Если человека в 40 лет схватили за руку, когда он впервые решил что-то украсть, а он оправдывается тем, что он, мол, клептоман и ничего с собой поделать не может, поверят ему вряд ли. Тот, кто идет по рынку и время от времени тащит с прилавков товар, тоже не клептоман, он просто дурно воспитан и решил воспользоваться ситуацией.

Некоторые вообще считают, что такой болезни, как клептомания, - нет, потому что воровство есть воровство и явление это социальное. Тем не менее в последней классификации психопатических расстройств клептомания упоминается как расстройство влечения, расстройство поведения. Так, пиромания - стремление к поджогам - тоже относится к расстройствам влечения, и иногда можно долго ломать голову, решая, специально был совершен поджог или человек действительно не мог удержаться, чтобы не получить удовольствия от вида огня, шума, дыма. Некоторые пироманы, дабы использовать свою энергию в мирных целях, идут в пожарные: тот же огонь и дым, но устроил все это кто-то другой. Правда, однажды пироман, бывший долгое время пожарным, все-таки не выдержал и поджег целый стадион в небольшом городе. Остается порадоваться, что в сходной ситуации клептоман не в состоянии тот же стадион украсть.

Говоря о клептомании, почему-то хочется улыбнуться, хотя понимаешь, что при личном столкновении с ней будет не до смеха и разница между тем, кто украл твою вещь, вор или клептоман, будет невелика. К счастью, настоящие клептоманы редки и со временем они воровать перестают.

Благодарим за помощь в подготовке материала профессора Б. В. Шостаковича, руководителя отдела судебно-психиатрических экспертиз Института общей и судебной психиатрии им. Сербского.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно