Примерное время чтения: 6 минут
139

СПОНСОР ПРЕМЬЕРЫ "ПИГМАЛИОНА" В "СОВРЕМЕННИКЕ" - ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК "АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ". Елена Яковлева стала знаменитой артисткой

Елена Яковлева непременно должна была сыграть роль Элизы Дулиттл в пьесе великого Бернарда Шоу. Потому что дар лепить из себя все, что угодно, - от уродливого до прекрасного, от грустного до смешного, совершать со своим лицом фантастические превращения - от жалкой Мурлин Мурло до сногсшибательной Элизы Дулиттл - это ее, "яковлевское"...

- Лена, вы не боитесь быть некрасивой на сцене?

- В первую очередь все зависит от замысла спектакля. От конкретной роли. А вообще-то, зрителям смотреть, наверное, приятнее на что-то визуально красивое.

- А как меняется ваше самоощущение в зависимости от того, красива ваша героиня или нет?

- Некрасивых играть легче. Свобода какая-то особенная появляется. Нет никакой ответственности за то, как ты выглядишь. Некрасивой быть легче почему-то.

- А приятнее?

- Приятнее, конечно, когда думаешь, что на тебя смотрят и думают: "Какая она хорошенькая!" У меня был случай на спектакле "Титул". Как-то особенно удачно грим получился, бывает такое. А я в первой сцене сажусь очень близко к зрительному залу. И вдруг какой-то мужчина говорит: "Ой, какая она хорошенькая!" Я как это услышала - весь спектакль собой любовалась. А потом подумала, может, это он и не обо мне вовсе сказал.

- Вы производите впечатление человека абсолютно откровенного. Вам никогда из-за этой открытости не приходилось страдать?

- Почему-то многим кажется, как будто я в это играю. Что-то из себя изображаю. Мне иногда говорят: "Ну ты такая простая, читали твое интервью, ты в нем такая простая". И трудно убедить их в том, что я такая, какая есть. Я никогда ничего не придумываю. То, что думаю на сегодняшний момент, то и пытаюсь сказать. Я, сколько себя помню, всегда была такой. Правда, раньше - еще более открытой. С годами все-таки меняешься...

- Каждый из нас играет в жизни какую-то роль. "Ведущая актриса модного театра" - как вы справляетесь с этой ролью?

- Я даже не знаю, что сказать... Да, наш театр "Современник" популярен. Но ведущая я или нет - об этом просто не думаю. Да, у меня есть три "моих" спектакля - "Мурлин Мурло", "Титул", "Пигмалион". Но есть у нас в театре актрисы, у которых спектаклей гораздо больше. Я не кокетничаю. Просто всегда боюсь отвечать на такие вопросы. Если вбить себе в голову: "Да, я ведущая, у меня много спектаклей", то может и "крыша поехать". Поэтому я предпочитаю работать и ни о чем подобном не думать.

Когда я выхожу на сцену, у меня нет такого чувства - что бы я ни сделала, зрителям должно понравиться: "Вот смотрите, я это делаю так, и вы все должны восхищаться". Я очень часто подобное вижу в других театрах. У нас в театре этого нет. Например, у Нееловой гораздо больше, чем у меня, ролей или у Ахеджаковой - у них и известности в тысячу раз больше, чем у меня, но и они не демонстрируют на сцене свою звездность.

- Спектакль отнимает массу сил - душевных, физических. Как вы восстанавливаетесь?

- У меня это происходит буквально в тот момент, когда закончился спектакль. Даже бывает такое ощущение: "Эх, попросить бы сейчас зрительный зал остаться, уговорить артистов и сыграть еще один спектакль "на бис". Это нереально, конечно. Но энергия ко мне возвращается из зрительного зала - слова благодарности, какие-то глаза особенные, цветок, пусть даже самый скромный... И тут же силы восстанавливаются.

- Вы нравитесь себе на экране?

- Нет, я бы так не сказала. Помню, сразу после выхода на экраны "Интердевочки" пошла в кинотеатр "Россия". Толпы огромные. Билетов нет. Я к администратору, долго просила билетик, объясняла, кто я... В конце концов мне удалось получить целых два. Но в зале я смотрела не на экран, а на то, как зрители реагируют. При каждом моем появлении в кадре было жуткое чувство стыда - все не то и не так, все надо переделать. Правда, для меня всегда мука смотреть отснятый материал.

- После "Интердевочки" вы проснулись знаменитой?

- До этого уже был театр "Современник" и главная роль в легендарном спектакле "Двое на качелях".

- Сказочный сюжет в судьбе не выстраивается?

- Ну почему же. Разве это не сказка, что после двух лет попыток найти себя я приехала из Харькова в Москву и с первого раза поступила в ГИТИС? А после окончания, не имея прописки, получила приглашение в один из лучших театров - "Современник". Сразу большая роль. Все как в сказке. Когда я закончила школу, то мы всем классом писали записки и клали в бутылку - кто кем хочет стать. Я написала: "Хочу стать знаменитой артисткой". В общем-то, все сбылось.

- А был ли в вашей творческой биографии поступок, за который вам стыдно, или роль, о которой не хочется вспоминать?

- Да, в моей жизни был поступок, за который мне до сих пор стыдно. Это предательство по отношению к "Современнику".

- ?..

- Проработав в "Современнике" три года, я ушла в Театр имени Ермоловой к режиссеру Валерию Фокину. Несколько лет прошло в ожиданиях. А потом я умоляла Галину Борисовну Волчек взять меня обратно. Меня не только взяли, но и дали новые роли, и, что самое главное, ни разу никто не упрекнул. Но по сей день чувство вины не проходит.

- Кино принесло вам популярность. А как сейчас складываются ваши взаимоотношения с кинематографом?

- Я только что закончила съемки в телесериале "Петербургские тайны". Сейчас у меня небольшая пауза.

- А что бы вы хотели сыграть в кино?

- Хотелось бы сняться в полнометражной картине с хорошим сценарием. Мимо меня, к сожалению, прошла одна очень интересная киноработа - "Утомленные солнцем" Никиты Михалкова. Я пробовалась в этот фильм, но... Там был свой замысел, которому я, вероятно, не вполне соответствовала. Жаль. В таком фильме я бы с удовольствием снялась.

- Существует точка зрения - если мужчина актер, то он уже не мужчина, вы согласны?

- Как мне кажется, мужчины-актеры способны особенно тонко чувствовать и выражать свои чувства. Считается, что это не совсем по-мужски. Хотя почему?

- А чем занимается ваш муж?

- Мой муж - актер театра "Современник" Валерий Шальных. Так что это еще один ответ на вопрос, считаю ли я актеров настоящими мужчинами.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно