Примерное время чтения: 4 минуты
233

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА. Школьник: синдром понедельника

Начался учебный год, а наш сын, кажется, и не думает заниматься уроками. У него все еще лето, а учиться он не хочет! Как этого нерадивого заставить учиться, просто не представляю... Все наши разговоры заканчиваются ссорами... А время-то идет, так незаметно и первая четверть закончится...

А. Степанова, Москва.

Проблема, увы, общая. Но решаемая! Советы родителям дает психолог научно-практического центра "Хэлп" Татьяна ШАВЕЛЬЗОН.

В РЕЗУЛЬТАТЕ общения со своим ребенком в эти первые сентябрьские дни вы обязательно обнаружите, что он испытывает те же трудности, что и вы - "синдром понедельника" угнетает его психику весь сентябрь. Чтобы помочь ему настроиться на рабочий лад, вам придется порой пожертвовать своим личным временем. Если есть возможность, возьмите на пару недель отпуск, особенно это важно, если ваш ребенок первоклассник.

Прежде всего нужно говорить о душевном благополучии ребенка: едва ли пойдут дела у школьника, если он расстроен, подавлен, обижен. Первое, что нужно сделать, - особенно внимательно отнестись к семейному психологическому климату. Главное условие школьных успехов, желания учиться - ребенок должен четко осознавать, что он любим и ценен для своих родителей.

Не давайте школьным проблемам разрушать ваши отношения. Любой серьезный разговор о школе можно начинать при условиях: в данный момент есть душевный контакт; не присутствуют третьи лица, даже если это близкие (бабушка, например). Избегайте ситуаций, когда о проступке ребенка вам сообщают при нем. В самом разговоре - никакого противостояния: "неприятность у нас общая, подумаем вместе, как из нее выбраться и что сделать, чтобы избежать в дальнейшем ее повторения".

Первые дни делайте вместе со своим школьником домашние задания, ничего плохого в этом нет. В дальнейшем четко сохраняйте установку, что уроки - это его дело, а не ваше. И вы сами должны определять меру необходимой ему помощи.

Очень важно найти повод для похвалы ребенка за малейший реальный успех. Ни в коем случае не сравнивайте его весьма посредственные результаты с эталоном (школьной программой, достижениями одноклассников, образцами взрослых). Сравнивать ребенка можно только С НИМ САМИМ и хвалить за улучшение его личных результатов (например, в прошлом диктанте было три ошибки, а в этом - две, это надо отметить как реальный успех, без всякой снисходительности и иронии взрослых!).

Если ваш ребенок далеко не отличник, что ранит ваше родительское сердце, все же найдите в себе душевные силы поддержать любую инициативу ребенка, любое его увлечение, не ставя ему в вину его неуспехи в школе. Напротив, подчеркивайте, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.

Очень усилит позиции ребенка в школе ваше внимательное отношение к требованиям его учителей. Если в этом году у ребенка новые предметы, новые учителя, найдите время зайти в школу и познакомиться с ними, узнать, какие новые требования будут предъявляться к ученику.

Определенный деловой настрой создает школьная одежда, а отмена формы ставит перед вами дополнительные задачи. Обсудите вместе с ребенком, что он наденет завтра в школу, стараясь и в этом разговоре держаться более делового тона, подчеркивая, что учеба - это его серьезное "взрослое" дело.

Помогая своему ребенку настроиться на учебу, будьте к нему снисходительны: ведь он, может быть, сейчас просто скучает по ребятам, с которыми подружился летом на даче... Вспомните себя - ведь вам после отпуска тоже требуется какое- то время, чтобы "включиться" в работу в полную силу, а ребенку нужно все- таки побольше времени на адаптацию, чем взрослому. К счастью, большинство учителей это понимают, и даже школьные программы построены таким образом, чтобы дать детям время "отдохнуть от каникул"...

Подготовила Ольга ИЗВЕКОВА.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно